ХАБАНЕРА


[исп. Habanera, сокр. от Danza Habanera – гаванский танец]

Кубинский и испанский общественный танец XIX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный. Исполняется в паре, в чувственном характере, с небольшими продвижениями по залу. В народном варианте танец сопровождается пением. Музыка Хабанеры отличается особой, хорошо узнаваемой, ритмической формулой.

 

Как известно, на формирование танцев Нового Света активно воздействовали европейские тнцевальные образцы. Так французский Контрданс XVII века [франц. Contredanse ]  по-испански официально именовался Контраданца [исп. Contradanza], хотя испаноговорящая публика по-простому называла его Данца [исп. Danza – танец]. На Кубе танцы типа Контрданса-Контраданцы дали жизнь местному варианту, получившему имя Данца Хабанера [исп. Danza Habanera – гаванский танец]. В середине XIX века особенно популярной стала одна из форм этой Данцы – Хабанера дель Кафе [исп. Habanera del Cafe – хабанера таверн], которая стала прототипом Бразильского Машиши и Аргентинского Танго. Другой вариант Хабанеры кубинцы до сих пор именуют Дансон [исп. Danson – танец], или более кратко –  Сон [исп. Son]. Этот танец стал прототипом кубинских Мамбо и Румбы.

Что касается самой Хабанеры, то Данца Хабанера появилась в 1830-х годах, когда активно шёл процесс танцевального взаимодействия белокожих и чернокожих представителей кубинского населения. Белые гаванцы, исполняя Контрдансы и Вальсы, имитировали жесты чёрных из их Кабильдос [исп. Cabildos – афро-кубинские ритуальные пляски]. А чёрные с удовольствием отплясывали переиначенные в собственном стиле европейские Контрдансы:

«Неотразимая креольская данца – истинно кубинская особенность. Она представляет собой старинный испанский контрданс, модифицированный к чувственному тропическому климату. Танец состоит из двух частей, каждый по восемь тактов на 2/4. На каждый такт приходится одна танцевальная фигура наподобие paseo (ход), cadena (конга-цепь), sostenido (непрерывное движение) cedazo (парная фигура вальсового типа). Первые две фигуры не содержат продвижения и экспрессии, зато в sostenido и cedazo пары игриво кружатся и пикантно танцуют, раскачиваясь и изгибаясь в очаровательном флиртующем стиле».

Jose Garcia de Arboleya «Manual de la Isla de Cuba», 1855

Хабанера переняла у кубинских чернокожих плясок свою главную деталь –  особый басовый ритм. Вся Хабанера заключена в этой басовой линии. По-европейски строгая и выразительная, она, в то же время, представляет собой типичный ритм африканского тамтама.

«Секрет хабанеры таится в привлекательной басовой формуле. Басовый ритм хабанеры, до сих пор отчётливо чувствующийся в милонге, на удивление прост: удлинённая восьмая нота, за которой следуют одна шестнадцатая и две восьмые. Сильная доля проявляется через раз: da, ka, ka, kan, da, ka, ka, kan. Это необычайно завораживает. Фактически эта басовая формула может быть определена как E=mc2 афро-мирового бального зала. Это формула освобождения энергии. Звучание da, ka, ka, kan, в устах тангеро есть нечто большее, чем рифф, – повторяющаяся остинатная фраза. Этот модуль, в комбинации с последующим модулем, создаёт тройную и двойную пульсацию, действующие одновременно. Блюзовый композитор В. К. Хэнди определил этот ритм как «зов крови», имея в виду африканскую кровь чернокожих».

Robert F. Thompson «Tango. The Art History of Love», NY, 2006, p. 112

 

Кубинская Хабанера исполняется в паре в флиртующем стиле, к чему принуждает чувственный тропический климат острова. В 1850-е годы этот стиль стал необыкновенно популярен среди чернокожих моряков и танец с лёгкостью был распространён ими в различных регионах Латинской Америки. Во многих местах Хабанера оставила свой след. Так, в Буэнос-Айресе и Монтевидео, смешавшись с местными Милонгами и пришлым Андалузским Танго, она породила Аргентинское Танго. В Рио-де-Жанейро в конце XIX века она способствовала появлению Машиши – чувственного танца, похожего на современную Ламбаду. В Северной Америке она вдохновляла первых создателей Джаза. К сожалению, изначальная танцевальная композиция Хабанеры утрачена. Осталась лишь музыка, представленная в лучших мелодических образцах раннего Аргентинского Танго.

Хабанера развивалась и за пределами танцевального зала. Ещё в 1840-х годах она произвела музыкальную сенсацию в Мадриде и оказала сильное влияние на ритмы Андалузского Танго. Жорж Бизе использовал одну из её мелодий в опере «Кармен». В дальнейшем к её ритму обращались известные классические композиторы. С конца XIX века Хабанера представлена как самостоятельный концертный музыкальный и песенный жанр.

Сегодня одним из главных центров существования этой формы музыки и танца является крошечный рыбацкий порт Калелла-де-Палафругель, расположенный на побережье Средиземного моря чуть севернее Барселоны. Здесь собираются любители Хабанеры со всего мира. Пляжи, пришвартованные суда и прилегающие рощи на всё лето отдаются певцам, которые демонстрируют великолепные стихотворные и музыкальные образцы. За счёт визитёров население городка в три сотни жителей вырастает до тысяч и более.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • Виталий
    #1 написал Виталий 12 месяцев назад

    Я бы добавил, что две самые известные в мире хабанеры написаны испанским композитором Себастьяном (де) Ирадьером. Одна- это та, которую использует Бизе, вторая — La Paloma (Голубка).

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх