ВЫВОРОТНОСТЬ


[англ. Turnout]

Основополагающий принцип исполнения бальных танцев XVI — XIX веков. Требует, чтобы ноги исполнителя были развернуты в тазобедренном суставе таким образом, чтобы носки обеих ног находились под углом в 45-90 градусов.

 

Наиболее полно выворотность ног проявляется в балете. На ней основана вся техника классического балета и многие двигательные возможности других видов сценического танца. Выворотность позволяет танцовщику свободно двигаться в любом направлении и неограниченно расширяет арсенал его выразительных средств. Поэтому способность разворачивать ноги наружу, так, чтобы ступни свободно располагались параллельно друг другу, абсолютно необходима каждому балетному артисту.

До начала XX века в бальных танцах было принято использовать полувыворотные положения стоп. С начала XX века выворотность в бальных танцах стала необязательной. В современных условиях полувыворотные позиции сохраняются при исполнении танцев XVI-XIX веков, а также в некоторых латиноамериканских танцах.

 

«В продолжение всего XIX столетия все танцмейстеры требовали соблюдения выворотности стоп. Это было удобно для быстрого вращения в венском вальсе и давало танцующим возможность свободно выполнять движения в разные стороны. Но в конце XIX века танцоры в Англии и в Соединённых Штатах Америки стали игнорировать этот стиль, всё более заменяя его движениями вперёд и назад с тесной сомкнутой позицией стоп. Танцы типа тустепа вообще не использовали выворотность и привели к всеобщему распространению нового стиля.»

R. M. Stephenson, J.Iaccarino The Complete Book of Ballroom Dancing. N.Y., 1980, p.16