ВЕРБУНКОШ


[венг. Verbunkos, от нем. Werbung – вербовка]

Венгерский общественный танец XVIII-XIX веков, предшественник Чардаша. Музыкальный размер – чётный. Танец состоит из двух контрастных частей: медленного вступления и быстрого второго раздела со стремительным окончанием. Исполняется только мужчинами в коллективном круговом построении.

 

Вербункош открывается медленным торжественным вступлением, называемым Лашшан [венг. Lassan – медленный]. Под его мелодию танцоры выстраивают круг и начинают совершать притоптывающие движения. В середину круга встаёт распорядитель – это либо лучший танцор, либо сержант-вербовщик. Он выкрикивает команду к началу очередной фигуры танца. В какой-то момент музыка становится стремительной и порывистой, – начинается второй этап танца, называемый Фришш [венг. Friss – живой, бодрый]. Это уже что-то наподобие перепляса. Здесь танцоры состязаются между собой в ловкости и резвости.

Первоначально Вербункош был традиционным обрядовым танцем, исполнявшимся при призыве венгерских новобранцев в австрийскую императорскую армию. С одной стороны, он в какой-то степени облегчал момент расставания с родными, а с другой, возбуждал в умах юношей героические и патриотические чувства. Всё было построено очень расчётливо. Когда звучит энергичная виртуозно-захватывающая музыка и несколько десятков молодых парней в нарядных одеждах, в шляпах с перьями и лентами, начинают чеканить каблуками острый ритм танца, когда руки их выделывают замысловатые узоры и резко хлопают по голенищам сапог, а всем этим действом заправляет усатый вахмистр в красивой военной форме, с обнажённой саблей в руке, – у кого из деревенских юношей не загорятся глаза и не застучит сердце от желания войти в этот круг. Войти в круг – означает записаться в рекруты.

Со временем Вербункош вышел за рамки вербовочного танца. Его стали исполнять на народных гуляниях и на обычных праздниках. В XIX веке венгерские аристократы даже стали открывать им свои балы. Здесь Вебункош подвергся воздействию бального танца Палоташ [венг. Palotas – дворцовый], который представлял собой местный тип Контрданса. В результате их слияния родился новый парный танец – знаменитый венгерский Чардаш.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх