ТУР-СЮР-ПЛЯС


[франц. Tour sur Place - круг на месте]

Фигура бального танца Мазурка. Представляет собой сложную и привлекательную комбинацию движений, выражающую решительность кавалера и грацию дамы.

 

«Каждый променад должен быть кончен туром кавалера с дамою; этот тур, называемый иногда диким и негармоническим именем голубяка (голубца), которого не употребляют ни русские, ни поляки, ныне просто называется тур-сюр-пляс (круг на месте).

Выполнение его требует со стороны ученика особенного внимания, и выполнения грациозного и сильного, что может дать только одна продолжительная привычка. О мазуристе можно судить по одному тому большему или меньшему увлечению и характеру, которыми он обрисовывает одно это па.

Чтобы сделать тур-сюр-пляс, кавалер должен находиться прямо перед лицом своей дамы, привлечь ее к себе, и с некоторой силой отбросить ее на левую руку, В то же время он поднимает правую ногу взад им бросает ее вперед в четвертой позиции. В этом положении кавалер повертывается на носках обеих ног, переменяя позицию, чтобы левая нога была впереди в четвертой позиции. На конце круга на третий темп такта он поднимает правую ногу в четвертой позиции назад, чтобы начать па.

Когда кавалер выполняет па вперед четыре раза последовательно, то переменяет положение, переводя даму в правую руку во время обращения в ту же сторону. Он делает ансамбль назади левою ногою в первые два темпа такта и отрезывает напряжение (sissonne tendu) в третий темп; равным образом он выполняет это па четыре раза беспрерывно, потом берет опять за руку свою даму, если хочет продолжать променад, или если променад кончен, отнимает свою руку от талии дамы как в окончании вальса.

Можно заметить, что когда кавалер делает па-томбе вперед, то дама делает асамбле-сисон назад, а когда кавалер в свою очередь делает асамбле-сисон, то дама делает па-томбе.

Тур-сюр-пляс одно из грандиознейших и одно из труднейших па мазурки, только не разнообразится по отношению к движению ногами; между тем он может выполняться различным образом.

Кавалер может, необращаясь и продолжая отмечать па на месте, обвести свою даму вокруг себя. Сначала он переводит ее из правой руки в левую, обращая левую руку вокруг самого себя. Когда дама возвратится на свое место, кавалер подкладывает правую руку под левую, взяв её за талию и выполняет тур-сюр-пляс назад, посредством асамбле-сисон, между тем как дама делает па-томбе вперед.

Иногда также кавалер бросает свою даму в правую руку без всякого препятствия, и заставляет её выполнять тур-сюр-пляс как было сказано выше. Эта метода менее употребительная первых двух, имеет в себе что-то грубое, но не лишена решимости и грации. Её можно употреблять от времени до времени для разнообразия; ибо надобно помнить, что разнообразие есть одна из величайших прелестей, и даже один из основных законов мазурки».

Целлариус «La Danse des Salons. Руководство к изучению новейших бальных танцев», СПб, Издание книгопродавца Василия Полякова, 1848, с. 46-48

И ещё:

«... тур-сюр-пляс требует со стороны дамы много решимости и присутствия духа. Она должна повиноваться со всею преданностию движению кавалера, который бросает её на свою левую руку. Малейшая нерешительность совершенно испортит эффект этого па, которое теряет весь свой характер, если между кавалером и дамою не будет совершенного согласия».

Целлариус «La Danse des Salons. Руководство к изучению новейших бальных танцев», СПб, Издание книгопродавца Василия Полякова, 1848, с. 52