ТАНЕЦ


[англ. Dance, исп. Danza, нем. Tanz, франц. Danse]

Искусство, в котором человек выражает своё отношение к действительности посредством ритмически организованных движений и поз.

 

Ритмическая организация присутствует повсюду. Посредством ритмов окружающая действительность воздействует на каждого отдельного человека и на общество в целом. Однако люди умеют регулировать свои ритмические движения и использовать их для информационного действия вовне. На этом основан  удобный способ творческого самовыражения человека – танец.

Наряду с речью, письмом, музыкальным, изобразительным и другими видами искусства, танец является активным инструментом взаимодействия людей между собой. На ранней стадии общественного устройства не было ни одного народа, у которого не обнаружились бы танцы, посвящённые главным моментам его коллективной жизни. Интересно то, что для ранних форм танца главное – упредить событие, настроить людей на его благоприятный исход. Лишь во вторую очередь в таких плясках выражается чувство радости и успеха.

Искусство танца с ранних пор делится на общественные и сценические виды. Лучшим танцорам всегда доверяются наиболее важные танцевальные действия,  например, связанные с религиозными или театральными сюжетами. Так из общества выделяются танцоры-артисты, исполняющие зрелищные танцы. Остальная публика танцует, так называемые, бытовые танцы.

Что касается бытовых форм танца, то их развитие диктуется самой жизнью. И в античности, и в Средние Века существовало чёткое разделение в бытовой танцевальной тематике. Крестьяне в своих плясках изображали различные трудовые процессы: обработку посевов, уборку урожая, приготовление пищи, выпас скота, изготовление предметов. Воины тренировались в воинственных плясках. Охотники демонстрировали повадки зверей и птиц. Рыболовы танцевали рыбьи пляски. Моряки представляли морские сюжеты. Лесорубы показывали, как ловко они обращаются с брёвнами и топорами и т. д.

Однако, собравшись все вместе, они, мужчины и женщины, водили общие хороводы. В разных странах это происходило по-разному, но в любом хороводном построении, при любом сюжетном развитии, главным в нём всегда было – взаимные отношения полов. Из круговых хороводов в дальнейшем развились многообразные общественные танцы иных типов, в том числе цепочные и линейные, круговые и квадратные, парные и одиночные.

С развитием средневековых поселений появился новый тип бытового танца – городской танец. Городские танцы имели в основе собственные ремесленные и цеховые сюжеты, которые требовали исполнения достаточно сложных фигур. Они развивали новые типы танцевальных движений, на что влияли изменения в одежде и обуви горожан, а также более ровные площадки для танцев.

Богатые и простые горожане вначале пользовались в увеселениях одними и теми же танцами. Однако, когда в моду вошли придворные балы, феодалы стали демонстративно подчёркивать свою знатность, своё высокое положение и богатство. В результате, появились придворные танцы, демонстрировавшие величие, роскошь и пышные одежды участников бала. Эти танцы, бравшиеся, как правило, из сельской и городской народной среды, обязательно подвергались серьёзной переделке. С этой целью появилась профессия танцмейстера – человека, обучающего танцевальным манерам, сочиняющего танцы и отвечающего за организацию танцевального праздника.

Придворные танцы открыли возможности развития замечательной форме танцевального взаимоотношения между мужчинами и женщинами – парному бальному танцу. Нынешние разнообразие и развитость этого вида общественного танцевального искусства не нуждается в особых комментариях. Для этого достаточно просмотреть данный «Танцевальный словарь». Поэтому позвольте закончить эту статью просто цитатой, обращённой к пользе бальных танцев:

«Бальные танцы – это хорошая забава и отличные упражнения, которыми вы можете заниматься всю вашу жизнь. Вы можете танцевать столь долго, сколько в состоянии ходить. Это очень важно для представителей старших поколений, так как, используя посильную нагрузку, они получают доступный путь общения с социальным миром. В танце нет разрыва между поколениями…»

R. M. Stephenson, J.Iaccarino «The Complete Book of Ballroom Dancing» N.Y., 1980, p.3-4

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх