САРАБАНДА


[исп. Zarabanda, от Sacra Banda – священное шествие]

1.Испанский общественный танец XIV-XVII веков афро-американского происхождения. Музыкальный размер – ¾. Темп быстрый. Исполняется в паре или только женщинами, озорно и темпераментно, под аккомпанемент барабана, кастаньет и пения.

2.Испанский общественный и придворный танец XVII-XVIII веков в характере шествия. Музыкальный размер – ¾, 6/8. Темп медленный. Исполняется в колонном построении пар, торжественно и чинно.

3.Французский придворный танец XVII-XVIII веков в характере Менуэта. Музыкальный размер – ¾, 3/2. Темп умеренный. Исполняется в паре, величаво и торжественно, с продвижением по залу.

4.Бальный танец XIX века в характере Контрданса, по ритму близкий к Вальсу. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренно быстрый. Исполняется в коллективном построении пар. Другое название: Испанский Вальс.

 

Смотреть видео — французский придворный танец Сарабанда:

 

Сарабанда существовала в Испании XVI века в двух ипостасях. С одной стороны, это было степенное танцевальное шествие, выходившее из ворот католического храма. С другой стороны – весёлый народный танец в сопровождении песен фривольного содержания. Как такое могло сочетаться в одном?

Католические шествия существовали в Испании много веков, но никто не собирался делать из них танец. До тех пор, пока этим не занялись африканцы, волею работорговцев оказавшиеся в Южной Америке. Выходцев из языческой Африки усиленно приобщали к христианству, насаждая им все религиозные атрибуты, включая шествия по большим католическим праздникам. Чернокожие участники процессии понимали её смысл по-своему, и Сакра Банду [исп. Sacra Banda – священное шествие] старались приблизить к своим верованиям. Для африканцев лучший способ задобрить бога – исполнить бодрый ритмичный танец. Они так и поступали. Пока шествовали со статуей Мадонны, шли спокойно и чинно. Когда возвращались обратно – радостно приплясывали. Приблизительно то же самое в XIX веке происходило с северо-американскими Джаз-Бандами [англ. Jazz Band – шествующая джаз-группа]. Чернокожие джазмены скорбным маршем вели похоронную процессию на кладбище, а на обратном пути суеверно наигрывали весёлые Регтаймы.

Таким образом, в XVI веке в испанских владениях в Америке появился танец Сарабанда, имевший двойственный смысл. Для белых жителей колоний это был священный танец-шествие, и в таком качестве он вскоре был воспринят в Испании. А у чернокожих существовала своя Сарабанда.

Что касается первого типа Сарабнады, то в 1560-е годы из религиозного танцевального шествия она превратилась в медленный грациозный танец, включавший в себя шествие пар вперед и назад и их проход меж двух рядов остальных участников. Церковь благосклонно восприняла этот тип Сарабанды. Но то, что произошло позже, церкви совершенно не понравилось.

Сарабанда второго типа пришла в Испанию в 1580-е годы, и обратила на себя внимание низов. Для глаза европейца она являла тип танца дикого и страстного. Её плясали под нескромные песни и прищелкивание кастаньет, изгибаясь всем телом, резко запрокидываясь назад. Один из современников так описывает её: «Смелая девушка берет пару кастаньет, которыми она сильно стучит в такт своим красивым ногам; кавалер бьет в бубен; звеня от толчков, бубенчики словно предлагают девушке сделать прыжок; и, грациозно меняясь местами, они начинают танцевать, лаская взор красивыми сочетаниями [поз и движений]».

Церковники объявили весёлую народную Сарабанду «бесовской пляской». Их больше всего беспокоило то, что это «безобразие» прикрывается именем священного шествия. Народ, разумеется, и не думал насмехаться над Святой Церковью. Но именно так это выглядело со стороны. За исполнение народной Сарабанды стали сурово наказывать: избивали плетьми и даже ссылали на галеры. Как обычно бывает в таких случаях, карательные меры оказались бессильны.

В XVII веке французские танцмейстеры сумели соединить благородную и народную версии испанской Сарабанды. Получившаяся новая Сарабанда [франц. Sarabande] представляла собой придворный танец в характере Менуэта. Пары величественно шествовали четыре шага вперёд и четыре шага назад, по-очерёдно следуя своей вариации танцевального выступления. Далее в композиции проступали живые черты народного варианта танца. Вот как описывает Французскую Сарабанду известный танцмейстер Карло Блазис: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своими движениями все фазы любви».

Из Франции Сарабанда распространилась по всей Европе. В качестве придворного танца она имела долгую  популярность. В XVIII веке на её основе появились новые комбинированные танцы, наподобие Сарабанды-Бурре [франц. Sarabande Bourrée]. Существовали также её композиции в характере Контрданса. Одна из них, переделанная в духе Вальса, исполнялась в XIX веке. Пары выстраивались в две линии, дамы стояли напротив своих кавалеров. Танцующие, выполняя вальсовые фигуры, старались передать национальный испанский колорит при помощи характерных движений рук. В XIX веке даже музыка бальной Сарабанды по ритму приблизилась к вальсовой. Поэтому этот танец иногда называли  Испанским Вальсом.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • Константин
    #1 написал Константин 2 лет назад

    Спасибо за очень интересные сведения!

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх