РЕГТАЙМ (Рэгтайм)


[англ. Ragtime, от Ragged Time – букв. «рваный такт»]

1.Афроамериканский музыкальный жанр 1890—1920-х годов. Характеризуется свободно акцентированной мелодией, исполняемой с многочисленными синкопами, при равномерном отбивании ритма в чётном размере. Жанр объединил европейские музыкальные черты Кадрили, Марша и Польки с элементами традиционной афроамериканской танцевальной музыки.

2.Тип американских бальных танцев начала XX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, с продвижением. Характерно сочетание замедленных и очень быстрых шагов. Считается одним из предшественников Фокстрота.

Сокращенное название: Рэг.

 

Смотреть видео:

 

Истоки Регтайма восходят к музыке Юга США. В 1840-е годы афроамериканские танцы, подобные Базед-Лэупу  и Тарки-Троту, вдохновили чернокожих невольников на создание Кейкуока. Его первые образцы исполнялись под энергичные ритмы Джиги, Марша и Польки. Чёрные музыканты, чтобы лучше  приспособиться к дерганым движениям чёрных танцоров, насыщали свою игру синкопами, буквально разрывая на части регулярный порядок музыкального такта. Таким образом, пока танец Кейкуок насыщался новыми танцевальными элементами, сопровождавший его стиль музыки превратился в сплошные «рваные ритмы». Его так и назвали Рег-Тайм [англ. Ragtime – рваный такт].

К концу XIX века Регтайм объединил под своим именем и собственные музыкальные образцы, и пьесы, связанные с блюзовой традицией, и музыку марширующих оркестров и всевозможные другие формы предджазового музицирования. С развитием американского театра министрелей появился даже своеобразный жанр Концертного Регтайма, вошедшего в репертуар эстрадных пианистов. Слава о нём разнеслась на весь мир. И, наконец, на основе музыки Регтайма и танца Кейкуок, в 1903 году появились первые танцевальные образцы в стиле Рэг [англ. Rag, сокр. от Ragtime].

В начале XX века, когда в мире повсеместно утвердждался Джаз, музыка Регтайма стала применяться исключительно для танцев. Она способствовала рождению многих популярных общественных танцевальных образцов начала XX столетия.

 

Смотреть видео:

Под музыку Регтайма исполнялись такие танцы, как Гризли-Бэар [англ. Grizzly Bear – медведь гризли], Дог-Уок [англ. Dog Walk – собачий ход], Кенгуру-Дип [англ. Kangaroo Dip – прыжок кенгуру], Крэб-Степ [англ. Crab Step – шаг краба], Тустеп [англ. Two-Step – двойной шаг], Уанстеп [англ. One-Step – букв. «одношаговый»] и много других. В конечном итоге, на этой основе появились первые образцы фокстротовых и свинговых танцевальных шагов.

 

«Регтайм нес совсем другие образные ассоциации, неведомые в музыкальном искусстве предмодернистской эпохи. Музыка моторно-физиологического склада, пронизанная чувством танца (или марша), она вместе с тем была отмечена нарочитой аэмоциональностью, как бы отстранена от происходящего. Одновременно и танец, и пародия на него; красота свободного движения человеческого тела и искажающая весь ее дух утрированная точность почти механического характера; оголенная простота форм и вплетающиеся в нее сложно прихотливые, очень странные на слух, воспитанный XIX веком, ритмические узоры – все вместе создавало впечатление, будто наивное веселье неотделимо здесь от иронического взгляда со стороны».

Конен В.Д. «Рождение джаза», М, 1984 г., с. 138.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.