ПОЛОНЕЗ (Польский)


[франц. Polonaise, сокр. от Danse Polonaise – польский танец]

Польский бальный танец XVIII – XIX веков в характере торжественного шествия. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренный. Исполняется в колонном построении пар, плавно и величаво, с широким продвижением по залу. Характерное движение – Ход Полонеза, в котором третья четверть каждого такта акцентируется легким приседанием на опорной ноге.

Полонез часто служит танцем, открывающим бал. В этом случае дама, приглашённая на Полонез, считается приглашённой и на следующий танец.

 

Этот танец приблизительно с XVI века был известен в Польше под названием Ходзоны [польск. Chodzony – пеший]. Он исполнялся на свадьбах и во время торжественных церемоний под пение самих танцующих. За большое число танцующих и их величественные позы поляки именовали Полонез «великим».

Историки утверждают, что Полонез попал в Париж ещё в XVI веке. Французский принц Генрих Валуа в 1573 году был приглашён на польский престол, однако через несколько месяцев вернулся на родину, чтобы стать королём Франции. На его коронации, в 1574 году и был исполнен танец-шествие Полонез [франц. Polonaise – польский]. В тот раз танец не получил распространения. Видимо, французов не впечатлил его тогдашний четырёхдольный размер.

Во второй раз Полонез появился в Париже в конце XVII века, предварительно получив признание в Германии. Теперь он имел размер в три четверти, что дало танцу характерную лёгкость и торжественность. В начале XVIII века Полонез заменил собой все танцы, предназначенные для открытия бала, и в этом качестве утвердился по всей Европе.

Основной ход Полонеза очень прост. Он состоит из трёх элементов: 1.Шаг с мягким подъёмом на счёт «раз»; 2.Проходящий шаг на счёт «два»; 3.Шаг с мягким опусканием на счёт «три». Эта последовательность шагов неизменно повторяется в течение всего шествия, какая бы причудливая и сложная фигура не образовалась стараниями ведущей пары. Раньше по ходу танца исполнялись так же реверансы и поклоны. Но, начиная с эпохи Вальса, шествие в Полонезе практически не прерывается.

В отличие от народной формы танца, в котором шаги делаются на всю ступню, бальный шаг Полонеза исполняется с носка, слегка отделяя каблук от пола.

Танцующие в паре не прерывают общения во время Полонеза. Это подчеркивается и основной позой — лица танцующих всегда обращены друг к другу. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Соединенные руки округлены в локтях, кисть левой руки дамы покоится на тыльной стороне кисти кавалера. Свободные руки опущены вниз и немного отведены от корпуса. Также дама может правой рукой придерживать платье, а кавалер держать левую руку за спиной.

Кавалер ведет даму чуть впереди себя. Расходясь, они делают легкий поклон и провожают друг друга взглядом. При соединении в пару кавалер подает даме руку.

Об истории развития Полонеза рассказывает очень удачная презентация, созданная Кириловой Светланой Геннадьевной, учительницей русской частной школы «Ученики Пифагора», Лимассол, Республика Кипр:

 

Вот описания Полонеза XIX века:

«Когда музыка проиграет первые такты, дирижёр объявляет полонез. Вслед за тем он, встав у конца залы, подаёт правую руку своей даме и образует с ней первую пару. За ним следуют остальные пары или по порядку, заранее назначенному, как это бывает обыкновенно на официальных балах, или же в порядке случайной последовательности. В том и в другом случаях пары идут на определённом расстоянии друг от друга, стараясь сохранить целость линии. Следить за этим лежит на обязанности дирижёра».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.23

 

«...Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставлял проделывать; в границах одного зала они могли рисовать изящные арабески и даже вензеля; никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Поступь требовалась ритмичная, мерная, плавная, она должна была придавать всему корпусу гармоничное равновесие. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомленным.

Кавалер предлагал своей даме то одну руку, то другую, то едва касаясь кончиков ее пальцев, то крепко держа ее в своей ладони; он переходил, не оставляя её, то по левую её руку, то по правую, и все эти движения, подхватываемые каждой парой, легкой дрожью проходили по телу гигантского змея».

Ференц Лист «Ф. Шопен», М., Музгиз, 1936 г. с. 45-46.

 

 

Смотреть видео:

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх