ПОЛЬКА


[чешск. Polka, от Půl Kroku – половинка шага]

1.Чешский общественный танец XVIII-XIX веков народного типа. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре весело и жизнерадостно, с продвижением по площадке. Другие названия: Модера, Нимра.

2.Общественный бальный танец XIX-XX веков, основанный на чешском народном образце. Музыкальный размер – 2/4. Темп варьируется от умеренно быстрого до быстрого. Исполняется в паре, легко и грациозно, иногда бурно и энергично, с продвижением по кругу.

3.Название ряда общественных и национальных танцев XIX-XX веков, основанных на Польке XIX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп разный.

4.Общепринятое краткое обозначение Па Польки.

 

Существует романтическая легенда о том, как простая чешская служанка Анна Слезакова придумала Польку, гуляя в воскресный день в дворе господского дома. Проходивший мимо местный учитель сочинил для неё подходящую музыку и новоиспечённый танец вскоре был представлен на сельском празднике. Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное – единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось.

Перейдём от легенд к фактам. Согласно исследованиям учёных, Полька появилась в результате культурного смешения множества однотипных чешских сельских танцев в условиях городской среды. В этом отношении Полька повторила путь Вальса, только с опозданием в полвека. В случае Вальса из множества вариантов Лендлера в венских городских кабачках и танцевальных залах выделился танец с непрерывным вращением пар. Здесь точно так же из большого числа быстрых весёлых народных плясок в ритме 2/4 образовался городской танец с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги [чешск. Pulka – половинка].

Первое письменное упоминание о Польке в Чехии относится к 1835 году. В 1837 году ею уже развлекалась молодёжь на городских вечеринках. Ещё через год её танцевали во всех чешских сёлах, а ещё через год –  везде, где танцевали чешские танцы. Полька распространилась по самым глухим сёлам, вытеснив половину прежнего репертуара народных танцев. Всеобщая популярность открыла ей дорогу к сценическому успеху. Чешский балетмейстер Роаб поставил её на столичной сцене в 1838 году. Через два года он решился показать её в парижском театре «Амбижю», но почему-то под другим названием. Нельзя сказать, что танец не понравился, но он и не впечатлил зрителей. Так Польки инкогнито побывала в Париже и осталась незамеченной широкой публикой.

Вторично Полька достигла Парижа, передаваясь через танцевальные залы от человека к человеку, от города к городу, от страны к стране. На этот раз простые парижане восприняли новинку с удовольствием. Аристократы же воротили нос от «плебейского» и «низкопробного», по их мнению, танца  и даже пытались запретить его с помощью полиции. Всё изменилось, когда на Польку обратил внимание известный парижский танцмейстер Целлариус. Он слегка подправил танцевальные фигуры, облагородил их, и представил в модном танцевальном салоне. На другой день танцующая публика буквально сошла с ума. Все искали возможности научиться танцевать Польку. Целлариус, Роаб и прочие танцмейстеры оказались завалены работой.

Не все танцмейстеры приняли новый танец. Как это уже было в случае с Вальсом, в Париже образовались две партии. Сторонники Польки собрались вокруг Целлариуса. Её противников возглавил Ла Борде. Однако противостояние продолжалось недолго. В защиту Польки выступили молодые литераторы во главе с Теофилем Готье. В своих статьях они писали о том, что новый танец помогает разрушать царящие в обществе консерватизм и лицемерие. В конечном итоге, Полька победила.

В Париже разразился танцевальный бум, который современники назвали полькоманией. Танцевальные классы были переполнены. Понадобилась помощь балерин из «Гранд-Опера» для того, чтобы обучить всех желающих. Затанцевали даже те люди, которые никогда не питали пристрастия к балам. Забыв прежнюю апатию к танцам, они были увлечены Полькой и, волей-неволей, проявляли необходимые хореографические способности.

Мода на Польку проявлялась самым неожиданным образом. Например, появились гостиницы и магазины с вывеской «Полька». Блюда в ресторане, модная одежда, мебель изготавливались «а ля полька» [франц. á la Polka – в стиле Польки]. Тогда же появилась причёска «Полька». Газетные репортёры заметили, что даже новости политики отошли на задний план, уступив место в газетах танцевальной новинке.

Возможно, огромная популярность Польки была следствием популярности других танцев. На неё похож, например, танец Галоп, который объявился во Франции в 1829 г. У Галопа те же танцевальные позиции, и пары в нём исполняют серию шассе вокруг зала, со случающимися время от времени поворотами. Даже музыка имеет такой же счет на 2/4, и часто совпадает с темпом Польки. В этом отношении так же можно упомянуть танец Канкан, появившийся в Париже 1930-х годах.

На основе польковых шагов появились новые танцы. Одной из первых была Фигурная Полька, где фигуры следовали одна за другой в определенном порядке. Появилась комбинированные танцы, такие как Редова-Полька и Полька-Мазурка. Целлариус-Вальс вобрал в себя шаги Польки, Мазурки и Вальса. Многие фигуры из этих танцев включались в новые Кадрили типа Польки-Кадрили и Мазурки-Кадрили.

В середине XIX века Полька была ввезена в Англию и в США. В Англии она не достигла особой популярности. В Америке же, наоборот, Полька и  Вальс активно заменяли собой Контрданс и Котильон. Более того, Полька (совместно с Хабанерой) дала импульс к развитию в Северной Америке музыки Регтайма и танцев в стиле Кейкуока. В Южной Америке она благотворно воздействовала на ритмы Самбы и Милонги. В Ирландии Полька вошла в национальную традицию, наряду с Джигой, Рилом и Хорнпайпом. Кроме того, по всей Европы появилась россыпь живых и весёлых национальных танцев в ритме Польки, с похожими движениями. Что забавно, в XX веке польские эмигранты, переехавшие жить в Соединённые Штаты Америки, адаптировали чешскую Польку под себя и превратили её в свой национальный танец.

Бальную Польку с удовольствием танцевали весь XIX век и в начале XX века. Но танец постепенно упростился донельзя, и, с наступлением джазовой эпохи, постепенно перешёл в разряд сценических и детских танцев.

 

«... Впоследствии мало-помалу этот танец утратил все свои оригинальные особенности и упростился до минимума, оставшись только с основным па tremblant, почему  и получил название Polka tremblante, т. е. дрожащая полька».

Н. Л. Гавликовский «Руководство для изучения танцев», СПб, 2010, стр. 69.

 

Смотреть видео — Бальная Полька XIX века:

 

Примеры разновидностей танца Полька:

 

БАЛЬНАЯ ПОЛЬКА

Бальный танец XIX-XX веков, построенный на шагах чешской Польки. Музыкальный размер — 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, весело и жизнерадостно, с продвижением по линии танца.

 

ВЕСЁЛАЯ ПОЛЬКА

Российский бальный танец 1960-х годов, построенный на шагах Польки. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре живо и легко, с продвижением по кругу.

 

ЙОКСУ-ПОЛЬКА [от эст. Йокс – бег]

Эстонский общественный танец в характере Польки. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в парном и коллективном построениях по строго установленной композиции, с продвижением по кругу. Для танца характерны бег, подскоки, повороты и характерные движения эстонских народных танцев.

 

КАРНАВАЛЬНАЯ ПОЛЬКА

Российский бальный танец 1960-х годов, представляющий собой более спокойную разновидность обычной Польки. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре легко и непринуждённо, с продвижением по кругу.

 

МОЛДАВСКАЯ ПОЛЬКА

Российский бальный танец 1950-х годов, построенный на молдавских народных движениях. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре весело и задорно, с продвижением по кругу. Характерные движения: Па Балансе, Па Глиссад, вальсовые кружения.

 

ПОЛЬКА-ГАЛИЧАНКА

Украинский бальный танец XX века, разновидность Польки. Построен на элементах украинских народных танцев. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре весело и темпераментно. с продвижением по кругу.

 

ПОЛЬКА-ГАЛОП

Бальный танец XIX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, с продвижением по залу.

Другое название: Эсмеральда.

 

ПОЛЬКА-МАЗУРКА

Бальный танец XIX века, сочетающий в себе движения Мазурки, Польки и Вальса. Музыкальный размер – ¾. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре.


ПОЛЬКА С ПОЦЕЛУЕМ

Австрийский общественный танец начала XX века. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, весело и игриво. Характерным элементом является шуточный двойной поцелуй партнёра и партнёрши в конце каждой фигуры.

 

ПОЛЬКА ТРОЙКАМИ

Российский общественный танец 1950-х годов весёлого игрового характера. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Композиция занимает 16 тактов. Здесь движения Польки исполняются втроём: юноша стоит впереди, а две девушки чуть сзади – справа и слева.

 

ПОЛЬКА-ШУТКА

Российский бальный танец 1960-х годов, основанный на элементах Польки и Галопа. Музыкальный размер – 2/4. Темп живой. Исполняется в паре задорно и игриво, с продвижением по кругу.

 

ПОЛЬКА-ЯНКА

1.Белорусский общественный танец XIX-XX веков народного типа, основанный на чешской Польке. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, задорно и весело, с продвижением по кругу.

2.Российский бальный танец 1960-х годов, основанный на элементах белорусской народной польки. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, задорно и весело, с продвижением по кругу.

 

СИБИРСКАЯ ПОЛЕЧКА

Российский бальный танец 1960-х годов в характере Польки. Построен на движениях русских народных танцев, бытующих на Урале. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре весело и жизнерадостно, в открытой и закрытой позициях, с продвижением по кругу. Характерной особенностью является исполнение в конце композиции натуральных вальсовых поворотов в ритме музыки Польки

 

СЛОВАЦКАЯ ПОЛЬКА

Российский бальный танец 1950-х годов, построенная на движениях словацкой народной польки. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре живо и задорно. Постановка танца З. П. Резниковой.

 

ФИГУРНАЯ ПОЛЬКА

Общественный бальный танец XIX-XX веков, представляющий собой обычную Бальную Польку, перемежающуюся фигурными вставками и притопами. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, с продвижением по кругу.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх