ПАВАНА (Падована, Падуана)


[итал. Pavana, сокр. от Padovana – жительница города Падуя, Италия]

Придворный танец XV–XVII веков, основанный на движениях итальянских народных танцев. Музыкальный размер – 2/4, 4/4. Темп медленный. Исполняется одной-двумя парами, величественно и торжественно, в виде парадного шествия. Для танца характерны простые и двойные шаги, а также обязательные поклоны и реверансы.

 

Павана – первый бальный танец, ставший объектом спора о танцевальной родословной. Уже в XVI веке определились три взаимоисключающие версии её происхождения. Одни танцмейстеры определяли её как «танец павлина» [от лат. Pavo – павлин], родом из Испании. Другие вели её происхождение от итальянской Падуаны [итал. Padovana или Padouana]. Третьи считали её исконно французским Басс-Дансом, берущим начало от одной из многочисленных разновидностей Бранля. Историки хореографии до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.

Шествие в Паване отчасти напоминает поступь райских птиц. Но такую же напыщенность можно было бы наблюдать в любом другом танцевальном шествии аристократов. В истории сохранилось описание лишь одного варианта Паваны, в котором танцующие пытались напрямую имитировать павлинов. Кавалеры брались за рукоять шпаги таким образом, чтобы её приподнятым концом держать конец своего плаща наподобие птичьего хвоста. Но может ли одно курьёзное представление считаться доказательством павлиньего происхождения танца?

Представляется более вероятной версия итальянского происхождения. Убеждает уже то, что Павана и Гальярда вместе открывали итальянские балы XIV века – первые проявления феодальной бальной культуры. Именно здесь Павана выдвинулась вперед в качестве первого придворного танца со своим «лицом» и своим «именем». До этого на празднествах танцевали многочисленные Басс-Дансы и Бранли, повторявшие друг друга и по шагам, и по фигурам.

В конце XV веке Павана стала исполняться и за пределами Италии, в первую очередь на испанских балах. Здесь она подверглась заметной модификации. Темп её замедлился, а движения приобрели большую торжественность. Из композиции были исключены любые намёки на прыжки. Этот переделанный танец из Испании был перенесён во Францию. Отсюда произошла версия об испанских корнях Паваны. Кстати, итальянский вариант Паваны позже опять появился в Испании, но в этом случае он назывался Паванилья [исп. Pavaniglia]. Танцевались, например, Римская Паванилья [исп. Pavaniglia a la Romana] и Паванилья в Миланской Манере [исп. Pavaniglia al modo di Milano].

Итак, итальянская Павана прошла адаптацию при испанском королевском дворе и получила прописку при дворе французском. Здесь она ещё раз была модифицирована в соответствии с французскими традициями и позаимствовала некоторые композиционные особенности из местных Басс-Дансов. В офранцуженном виде Павана утвердилась в качестве придворного танца по всей Европе. Отсюда, совершенно справедливо, возникло предположение о её французском происхождении.

Дальше – ещё интереснее! Когда французская версия Паваны объявилась в Италии, то возникла необходимость как-то отличить пришлую разновидности от местной. Так как итальянская Павана исполнялась в более быстром темпе, то музыкантами она обозначалась как «Павана пассо а меццо» [итал. Pavana Passo a Mezzo – Павана в ускоренном движении]. Танцующие стали называть её просто Пассамеццо [итал. Passamezzo – ускоренная].

Таким образом, на европейских балах XVI века существовали три однотипных танца с похожими основными движениями, но разные по темпу: Павана, Паванилья и Пассамеццо. Последний иногда даже заменял Павану при открытии балов.

В XV-XVI столетиях Павана была одним из главных танцев на феодальных балах. Однако она не стала всеобщей любимицей. Народ регулярно лицезрел её на церемониях въезда в город высших владетельных лиц или во время свадебных шествиях знатных невест. Павана, как танец, не прижилась ни в низших сословиях, ни в среде буржуазии. Да и представители знати танцевали её, скорее всего, по обязанности. Довольно скучную музыку иногда сопровождал хор, воздавший хвалу богу, королю и суверену. Это был, по своей сути, церемониальный гимн. Поэтому Паваной и открывали придворные балы.

После общего шествия вперед выступала сольная пара. Первыми танцевали король с королевой. Их сменял наследник трона со своей дамой. Затем, в соответствии со строгим придворным ранжиром, выходили остальные знатные особы. Танец предваряли обязательные поклоны и реверансы, в первую очередь предназначенные  королю.

В отличие от прежних танцев, логически выверенная композиция Паваны требовала начинать и завершать движение в согласии с музыкальной фразой. Танцующие двигались простыми и двойными шагами, исполняя их вперёд или вбок. В конце музыкальной фразы свободную ногу могли вынести вперёд в изящную воздушную позицию. На основе этих несложных элементов составлялись весьма замысловатые фигуры: пара сходилась, расходилась, менялась местами. В конце танца кавалер мог поцеловать даму в щёчку.

Павана символически выражала жизненную философию феодального общества. Внешний блеск, субординация, учтивая церемонность – всё это находило отражение в её композиции, в одежде и в осанке танцующих, в манере движений и поклонов. Этот сиятельный церемониальный танец долгое время не имел достойной замены. Лишь с середины XVI века Павана уступила своё место Французской Аллеманде.

 

Смотреть видео — основной ход танца Павана:

Смотреть видео — танец Павана:

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх