МАЗУРКА


[польск. Mazurka,  от названия области Мазовия, Польша]

Бальный танец XVIII-XIX веков, созданный на основе польских народных танцев: Мазур, Куявяк и Оберек. Музыкальный размер – ¾ или 3/8. Темп быстрый или умеренно быстрый, 50-60 тактов в минуту. Исполняется в паре, в энергичном и горделивом характере, с продвижением по кругу.

 

«Сколько в этом танце гордости, нежности и вызова. В Польше мазурка – не только танец. Она – род национальной поэмы, назначение которой – передать пламень патриотических чувств под прозрачным покровом народной мелодии».

Ференц Лист «Фредерик Шопен»

 

С XVI века известен Мазур — народный танец жителей польской Мазовии. Полякам нравится его живой ритм, импровизированные движения, резкие переходы между фигурами. С самых ранних времен часть движений ему подарили родственные народные танцы Куявяк и Оберек. В середине 1500-х годов Мазур распространился по всей Польше и  попал в соседние страны. Так, например, в Скандинавии появился народный танец под названием Полска [шведск. Polska – польский]. Его музыкальный размер варьируется между ¾ и 2/4, но характер и фигуры он имеет мазурочные. В конце XVIII века шведская Полска трансформировался в бальный танец, схожий с польской Мазуркой.

Наряду с танцем Мазуром, среди польского народа бытовали,  родственные ему, песни-мазурки. Они имели тот же ритм, ту же живость мелодии, но исполнялись не столь воинственно. Когда в XVIII веке Мазур привлёк внимание польской шляхетской знати, то на его основе и на основе песен-мазурок утвердился новый танцевальный ритм – сглаженный и более разнообразный. Получившийся бальный танец исследователи называют Шляхетской Мазуркой. Танцевальные элементы сюда перешли самого эффектного и бравурного вида. Поэтому, в целом, в Шляхетской Мазурке проявилось даже больше блеска и военной удали, чем в народном Мазуре.

В начале XIX века Шляхетская Мазурка распространилась по бальным залам Европы, в том числе и в России. Новый танец занял центральное место на балу, в конце первого отделения. Позднее он стала завершать весь праздник, и это были волнительные минуты для участников бала. Танцевали четыре, восемь или шестнадцать пар. Фигуры были строго установлены, но внутри фигур каждая пара могла варьировать движения по своему усмотрению. Во время танца допускались разговоры. Особый шик танцу придавали мужские движения: «высекание искр шпорами» – своеобразный поклон с громким прищёлкиванием каблуками, и «голубцы» – прыжки с пристукиванием каблука о каблук. Кавалеры соревновались меж собой – кто исполнит их лучше! Так, например, некоторые умельцы успевали сделать тройной удар каблуками в «голубце».

Музыкально ранняя Мазурка проявляла своенравный характер. Для неё были типичны резкие ритмические смещения внутри такта. Музыкальный акцент свободно перепрыгивал то на вторую долю такта, то на третью, то снова возвращался на первую долю, попутно дробя её на части. Движения Мазурки также нарушали бальные каноны. От её буйных прыжков ломило паркетный пол, раскачивало люстры, а тяжёлые оконные занавески взлетали вслед танцующим парам. Об этом А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» говорит так:

 

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам,

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

 

Так танцевали Мазурку в начале 1810-х годов. Спустя несколько лет, энергично и громко скакать стало немодно. Парижские танцмейстеры приложили усилия, чтобы сгладить движения Мазурки и приспособить их к бальному паркету. Исчезли подчёркнуто прыгающие шаги и топот, «голубец» превратился в благородный «ку-дё-талон» [франц. Coup de Talon – букв. «удар пяткой»], а «высекание искр» – в почти бесшумный «ключ». Движения усложнились, так как теперь было необходимо сочетать характерность «мазуречных» шагов с плавной манерой их исполнения. В результате, уже мало кто мог по-настоящему красиво станцевать Мазурку. Тем не менее, танцевали с удовольствием и желающих было изрядно.

Вот описание обычной Мазурки XIX века: в течение восьми тактов оркестр играет ритурнель, пары готовятся к общему движению. По сигналу ведущего начинается Променад по кругу. Кавалеры, по военному выгнув грудь, двигаются вприпрыжку особым парадным шагом Па Гала. Дамы легкими бегущими шагами Па Курю едва поспевают рядом. После этой демонстрации величавости и грации, приступают непосредственно к танцевальным фигурам. Здесь также заметны различия: кавалеры исполняют перескоки с ударом пятки о пятку (Ку-дё-Талон), «высекают искры» (Ключ), становятся на колено и т. п. Дамы же, по большей части, используют шаги Па Курю и Па Шассе. Или, например, мужчина становится на колено, а партнёрша обегает вокруг него  сначала справа налево, затем в обратном направлении.

Ведущая роль в Мазурке принадлежит кавалеру. Он выбирает фигуры, вставляет движения, меняет темп шагов. Красуясь перед дамой, он демонстрирует свою военную выправку, ловкость и удаль. При этом он выказывает  по-рыцарски уважительное отношение.

 

«В мазурке роль танцора ни по важности, ни по грации не уступает роли танцорки, а публика не остается непричастной к происходящему. Перед ней кавалер тщеславится своей дамой, отдавшей ему предпочтение; перед нею дама должна оказать ему честь выбора… В заключительный момент она явно делает его своим избранником, бросаясь к нему и замирая на его руках, – движение, которому расположение и женское искусство могут придать тысячу оттенков – от страстного порыва до истомной беспомощности.»

Н.П. Ивановский, «Бальный танец XVI — XIX вв.», М.: «Искусство», 1948 г.

 

«Главное очарование этого оригинального танца и вся его притягательная сила заключается в той сравнительной личной свободе, с которой каждый может, по своему усмотрению, сочинять комбинации, какие ему заблагорассудится, — лишь бы не выйти из такта и не мешать другим»

А. Цорн, «Грамматика танцовального искусства и хореографии», Одесса, 1890г.

 

«Вальс или какой-либо другой танец состоит отчасти из известного механизма, с которым танцующие, даже самые непонятливые, наконец ознакамливаются, и который вполне может быть передан учителем в известное время.

Совершенно не то в мазурке, танце совершенно независимом и вдохновенном, правилом которого служит вкус и личная фантазия каждого; выполнитель есть, так сказать, сам себе учитель.

Я утверждаю, что выучивается только часть мазурки; остальное изобретается, импровизируется в увлечении выполнения, и конечно эта-то сторона постоянного воодушевления делает мазурку столь привлекательною и разнообразною, и дает ей первое место между светскими танцами».

Целлариус «La Danse des Salons. Руководство к изучению новейших бальных танцев», СПб, Издание книгопродавца Василия Полякова, 1848, с. 44

 

В пору увлечения танцующей публики Котильоном, последний сильно повлиял на характер других танцев. В Мазурку тоже внесли игровые действия. Танцующие располагались широким кругом или полукругом, число пар не ограничивалось. Из хороших танцоров выбирался распорядитель, который регулировал порядок фигур. Танцевально-игровых действий для Мазурки существовало очень много, но, чтобы участники бала не утомлялись, для одного танца выбирались лишь пять-шесть фигур. Между игровыми частями Мазурки пары исполняли Променад по кругу, который объявлялся как Мазурка Женераль [франц. Mazurka Général – букв. «обычная Мазурка»]. Фигурная Мазурка распространилась в качестве новой танцевальной моды во второй половине XIX века. А в конце XIX века вся Мазурка представлялась исключительно в фигурных разновидностях.

Мазурка значительно превосходила другие танцы XIX века сложностью и характерностью исполнения, поэтому никогда не имела всеобщей массовости Вальса или Польки. Кто-то был от неё без ума, а кто-то вовсе не танцевал, не находя в ней ничего особенного. На балу мнение последних нередко побеждало.

«Мазурка одно время распространилась в Парижских аристократических кругах, но никогда не пользовалась таким успехом как, например, полька и ей подобные круговые танцы. Причина этого явления следующая: изучение этого танца требует гораздо более времени, терпения и искусства, нежели изучение других танцев. Вследствие этого многие совсем не изучают мазурки, и потому, когда мазурку собираются танцовать там, где она еще не успела войти в моду, в среде танцующих обыкновенно образуется противная партия", которой часто удается не допускать исполнения мазурки. Отчасти в этом виноваты мазуристы. Если бы они довольствовались получасом для мазурки, то противники мазурки в большинстве случаев уступили бы. Но когда мазурку танцуют битый час и даже более, то зрители начинают скучать и, наконец, любители танцев — «не мазуристы» теряют терпение»

А. Цорн, «Грамматика танцовального искусства и хореографии», Одесса, 1890г.

 

Смотреть видео:

 
Смотреть видео:

 

На основе Мазурки создавались комбинированные танцы типа Мазурки-Кадрили [франц. Quadrille-Mazurka] и Польки-Мазурки [франц. Polka-Mazurka]. Под конец бальной эпохи XIX века успели появиться ещё танцы Вальс-Мазурка [франц. Valse-Mazurka] и Падетруа [франц. Pas de Trois – букв. «шаги трёх видов»]. Затем увлечение Мазуркой сошло на нет, и на балах она появлялась лишь изредка. Сегодня Мазурка живёт как общественный народный танец в Польше, Италии, Румынии и Соединённых Штатах.

 

Для Мазурки характерны следующие танцевальные движения: Боковые Переступания,  Дорожка, Ключ, Па Буатё [франц. Pas Boiteux – хромой шаг], Па Гала [франц. Pas Gala – парадное па], Па Ку-де-Талон [франц. Pas Coup de Talon – букв. «шаг с ударом пяткой»], Па Курю [франц. Pas Couru –  букв. «бегущий шаг»], Па-де-Баск (Польский Па-де-Баск) [франц. Pas de Basque – букв. «шаг баска»], повороты и обходки разного типа, Тур-сюр-Пляс [франц. Tour sur Place – круг на месте], Шаг с Прыжком.

 

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх