КУРАНТА


[франц. Courante, а также Courente и Coranta – букв. «бегущая, текущая»]

1.Итальянский общественный танец XIV – XVI веков. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый, живой. Исполняется в паре, в задорном игровом характере.

2.Придворный бальный танец XVI – XVII веков, созданный на основе народного танцевального образца. Музыкальный размер – 3/2, ¾, 3/8. Темп умеренный. Исполняется оживленно, с частой сменой ритмов, с многочисленными реверансами и поклонами. Начиная с середины XVII века Куранта стала танцеваться более плавно, в характере торжественного шествия. Различают простую Куранту и её более сложную фигурную разновидность – Фигурную Куранту.

 

Первоначально это была крестьянская плясовая игра в музыкальном размере 2/4, произошедшая из прыжковых танцев типа Гальярды и Сальтареллы. Своим живым бегущим характером она вполне оправдывала название Куранта [франц. Courante – бегущая, текущая].

В XV веке на итальянские княжеских праздниках Куранта подверглась большим изменениям: сменилась манера исполнения, усложнились движения, стали менее резкими прыжки, музыкальный размер стал трёхдольным – ¾ и 3/8. Но игровые черты сохранялись в ней вплоть до середины XVI века. Выражалось это, например, в пантомимной сценке приглашения к танцу. Кавалер приглашал свою даму на танец, но получив отказ, уходил. Затем он возвращался обратно и возобновлял попытку, становясь перед дамой на колено. При виде таких усилий, дама не могла более противиться. Пара выходила на середину зала и начинала танцевать. Сам танец представлял собой род диалога. Движения прыжкового характера выполнялись в оживлённом темпе – поочерёдно вперёд, назад и в сторону. При этом кавалер, исполняя сложные фигуры около своей дамы, отпускал одну её руку и брался за другую. Танец заканчивался реверансом или поцелуем в щеку.

В середине XVI века в Париже появилась французская разновидность Куранты. Она имела умеренный темп, которому соответствовали размеренные шаги, исполнявшиеся плавно и практически без прыжков. Музыкальный размер стал переменным: основной шаг куранты, исполнявшийся в размере 3/2, чередовался с Па Купе, исполнявшимися в размере 6/4. Танцующие не выделывали сложных фигур, а парами двигались вперёд по рисунку прямоугольника, восьмиугольника или овала. Это продвижение вперёд прерывалось лишь реверансами и поклонами. Теперь наименование Куранты стало пониматься в его втором значении – плавная в своём безостановочном движении, словно текущая река.

Французская Куранта некоторое время играла роль торжественного шествия, открывающего бал. В конце столетия эта функция перешла к, ставшей популярной к тому времени, Французской Аллеманде – танцу ещё более медленному и торжественному. Фигурная Куранта стала исполняться вторым по очереди танцем. В ту пору она стала очень изысканной и вобрала в себя самую суть манеры исполнения придворных танцев. Это дало основание называть её «танцем манеры» или «докторским танцем», имея в виду то, что человек, постигший танцевальные фигуры Куранты, считался учёным человеком, «доктором танцевальных наук».

Во второй половине XVII века, когда на придворных балах стал главенствовать Менуэт, Куранта отошла на второй план. Некоторое время её исполняли в качестве танцевального вступления к Менуэту, но к началу XVIII века она была окончательно вытеснена из танцевального зала. В качестве образца хореографической изысканности и придворной манеры, Куранта долгое время продолжала преподаваться в балетных школах XVIII века, но, в конце концов, и там её сменил Менуэт.

Для Куранты наиболее характерны следующие танцевальные движения: Па Ассамбле [франц. Pas Assemblé – собранный шаг], Па Деми-Купе [франц. Pas Demi Coupée – половинное Па Купе, от demi – наполовину], Па Гальяр [франц. Pas Gaillarde], Па Грав [франц. Pas Grave], Па-де-Бурре [франц. Pas de Bourrée], Па Купе [франц. Pas Coupé – букв. «толчковый шаг», от coup – толчок, удар], Па-де-Куранта [франц. Pas de Courante], Па Шассе-Жете [франц. Pas Chasse Jeté от jeter – бросать, кидать].

Смотреть видео:

Смотреть видео:

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх