КОТИЛЬОН


[франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»]

Французский бальный танец XVIII-XIX веков. Музыкальный размер и темп переменные. Первоначально состоял из одной фигуры. К началу XIX столетия превратился в большой танец, состоящий из нескольких танцевальных частей. К примеру, в Котильон могут входить фигуры Вальса, Мазурки, Кадрили и любых других танцев, а также бальные игры.

 

Ах, эти балы XIX века! С каждым последующим номером бальной программы атмосфера праздника постепенно меняется, двигаясь от церемониальной  торжественности к свободной танцевальной игре. В конец бала предусмотрительно ставится самая большая игра – танец Котильон. Он представляет собой действие шаловливое и непринуждённое. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур, позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый [франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»].

Котильон представляет, безусловно, наиболее веселую и оживленную часть бала. Своим разнообразием он делает танцы неутомительными, оживлет непредвиденными комбинациями. Посредством розыгрышей он ставит иногда кавалера в тупик каким-нибудь неожиданным разочарованием или обманом.

В Котильоне раздают различные ордена и всевозможные сюрпризы, которые остаются у гостей, как воспоминание. На вещицах обычно обозначают дату и имя, кем она была поднесена. Таким образом, эти мелкие сюрпризы служат воспоминанием о приятно проведённом времени.

В XIX веке Котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговоров, для ухаживаний и даже для объяснения в любви. Многие и ездили на бал только для того, чтобы любезно пообщаться в Котильоне.

Особую прелесть Котильона составляло то, что не нужно было делать официальное приглашение на танец. Большинство фигур выдумывалось с целью соединить кавалеров и дам в пары совершенно случайным и неожиданным образом. Наподобие такого:

«Одна форма Котильона состоит из выбора дам, которые раздают подарки кавалерам, как-то: ордена, хлопушки, шапки, маски и проч.; все эти предметы раскладываются на столе или же красиво накалываются на подушку. Способ раздачи различный; он должен быть прав и элегантен; например, дам просят в один конец зала, а кавалеров – в другой, распорядитель выбирает шесть дам и шесть кавалеров, которых просят к столу, где расположены сюрпризы. Дамы выбирают мужские, а кавалеры дамские ордена и сюрпризы, и каждый даёт тому лицу, с которым желал бы танцевать. Таким образом все пары танцуют по очереди пока все получат по сюрпризу».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.119.

 

Примеры туров и фигур Котильона:

 

БЕСЕДКА

Фигура Котильона. Четыре пары выходят на середину зала и, взявшись за руки, образуют круг лицом вовне. Следующие четыре пары образуют внешний круг лицом вовнутрь. Кавалеры первого и второго кругов, стоящие визави, подают друг другу руки и образуют «беседку». Дамы визави из первого и второго кругов берутся за руки и бегут влево по кругу. По сигналу распорядителя кавалеры опускают руки и дамы останавливаются. Вновь составленные пары продолжают дальнейший танец.

 

БИТВА ЦВЕТОВ

Фигура Котильона. Через середину зала протягивается занавес из тонкой папиросной бумаги. Кавалеры выстраиваются по одну сторону занавеса, дамы – по другую сторону. По сигналу дирижёра начинается «битва», которая заключается в том, что участники танца перебрасывают друг в друга букетики цветов через занавес. Сильно бросать можно только, пока цел занавес.

 

ВЕНКИ

Тур Котильона. Дамы получают разноцветные венки с золотистыми цветами, а кавалеры – жезлы. Кавалеры становятся в ряд напротив дам. По знаку дирижёра дамы бросают венки в кавалеров, а те стараются поймать венки избранных ими дам. Пары составляются по одинаковому цвету венка и жезла.

 

ВОЕННЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают бомбы-хлопушки, а кавалеры – флаги. Те и другие становятся на расстоянии около двух метров друг от друга. По команде дирижёра начинается «война». Взяв в левую руку конец нитки, прикреплённой к бомбе, дамы правой рукой бросают свои бомбы в избранного кавалера. Бомбы разрываются над головами и обсыпают танцующих конфетти. Но вот «военная хитрость» – дама танцует не с тем, кого обсыпала конфетти, а с кавалером, у которого на флаге тот же значок, что у неё на бомбочке.

 

ВОЙНА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Тур Котильона. Дирижёр раздаёт всем участникам снежки, наполненные мелко изрезанной бумагой и различными сюрпризами: шапками, куклами, китайскими фигурами и т. п. Дамы становятся по одну сторону зала, кавалеры по другую. По команде дирижёра начинается «война»: дамы бросают снежки в кавалеров, а кавалеры в дам. Снежки лопаются, рассыпаются, из середины выпадают сюрпризы. В конце концов, заключается мир, дамы и кавалеры берут свои сюрпризы, распределяются по парам и начинают танцевать.

 

ЖЕЗЛ С ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. В середину зала вносится жезл с лентами. Концы лент с прикреплёнными к ним кольцами свободно свисают вниз. Противоположные концы лент, также с кольцами, спрятаны – видны только кольца. Кавалеры берутся за нижние кольца. Дамы берут верхние кольца и вытягивают их. Дамы заранее не могут знать, с кем им предстоит танцевать, так как пары составляются по одинаковому цвету лент.

 

ЖЕЗЛЫС ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. Два жезла с разноцветными лентами вносятся в два конца зала. Дамы выбирают ленты на своём жезле, кавалеры – на своём. Те и другие, танцуя, приближаются к середине зала, где и составляются пары, согласно одинаковых цветов лент.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают красивые бумажные ленты и надевают их через плечо. Кавалеров же дирижёр приглашает в другую комнату, где им раздаются головные уборы разных народов: французские кепи, русские картузы, турецкие чалмы, мексиканские сомбреро и т. д. По приглашению дирижёра кавалеры с шумом входят в бальный зал и направляются к дамам, разговаривая каждый на «своём» наречии. Должно получиться полное смешение языков. После таких интересных разговоров, кавалеры выбирают себе дам по национальным картинкам на их лентах и танцуют с ними.

 

ИСПАНСКИЙ ТУР

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам исполнить Шен по одну сторону зала, а кавалеров – по другую. Затем дамам раздаются тамбурины, а кавалерам вручаются кастаньеты. Составляются пары по одинаковым значкам на инструментах и все танцуют Падеспань, Венгерку или Бальный Чардаш. Во время танца, при помощи полученных инструментов, отбивается такт.

 

ИСПЫТАНИЕ СЕРДЦА

Тур Котильона. Для этого тура готовятся конверты в виде большого сердца. В каждый из них вкладывается по два маленьких сердца синего цвета. Конверты раздаются дамам, которые выбирают себе по два кавалера и приглашают их взять свои сердца. Потом дама ведёт кавалеров в середину зала, где находится «Кладезь познания добра и зла». Кладезь представляет собой изящную вазу с водой, подкисленной уксусом. Каждый кавалер опускает взятое им сердце в воду. Одно из сердец краснеет, а другое каким было. Тот кавалер, у кого сердце покраснело, танцует с дамой, а другой отправляется на своё место.

 

КАРНАВАЛ

Тур Котильона. Перед самым окончанием бала дамам раздаются конфетти в больших трубках, а кавалерам небольшие звонкие трещотки. Под звуки заключительного марша начинается всеобщее движение по залу: кавалеры вращают трещотки, дамы обсыпают их конфетти, и всякий танцует, кто с кем пожелает.

 

КОНФЕТТИ И СЕРПАНТИН

Фигура Котильона. Неожиданно в середине какого-нибудь тура дирижёр бросает через зал первую ленту серпантина. Тут же вступают в «бой» остальные участники танца. Они осыпают друг друга конфетти и серпантином до тех пор, пока не кончатся «боеприпасы». Чем больше «стрельбы», тем веселее и оживлённее будет танец.

 

КОНЦЕРТ ЛЯГУШЕК

Тур Котильона. На середине зала расстилается большой лист зелёной бумаги, изображающий пруд. Несколько кавалеров надевают на себя сплошные маски, изображающие лягушечьи головы. Они садятся в «пруд» и начинают квакать изо всех сил. Чтобы прекратить этот ужасный концерт к «пруду» приближаются дамы с удочками в руках. Им необходимо крючком на конце удочки зацепить кавалера за воротник, вытянуть его и, затем, протанцевать тур танца. Только после этого кавалер снимает с себя «лягушечью голову» и дама, наконец, узнаёт, с кем она танцевала.

 

ЛАУН-ТЕННИС

Тур Котильона. Дамам раздают миниатюрные цветные мячики и лаун-теннис веера. Кавалеры становятся по возможности дальше. По знаку дирижёра дамы отбивают мячики в сторону кавалеров. Тот, кто успеет поймать мячик, ловит даму с веером того же цвета. Далее они танцуют в паре.

 

ЛОВЛЯ ПЛАТКОВ

Тур Котильона. Четыре пары делают один тур Вальса или Мазурки вокруг зала и останавливаются на середине. Кавалеры встают спиною к центру, заключая внутри круга своих дам. Дамы держат в руках приготовленные разноцветные платки. Затем кавалеры начинают вращать круг в левую сторону, а дамы подкидывают платки кверху. Кавалер наудачу ловят платки и таким образом составляются новые пары.

 

МУФТА

Тур Котильона. Дирижёр держит в руках очень красивую большую муфту. С одной стороны подходят дамы, с другой стороны – кавалеры, и берут друг друга за руки внутри муфты, не зная, кто с кем. Когда муфта раскрывается, становится ясно, кто с кем танцует. Дирижёр может вложить свою руку со стороны дам. Тогда кавалер, выбравший его руку, не участвует в этом туре.

 

ОРДЕНА

Тур Котильона. Дамы встают в большой круг. Им предлагают на выбор знаки отличия. Для этого на красивой бархатной подушке в круг вносятся различные котильонные ордена, звёзды, крестики и медали. Выбранными знаками дамы награждают тех кавалеров, с которыми они хотят танцевать. Этот тур вызывает ажиотаж и забавное любопытство танцующих.

 

ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ

Тур Котильона. Кавалеры образуют большой круг и становятся спиной к дамам, которые находятся внутри круга. У дам в руках цветные шарфы и колпаки. Шарфы дамы надевают через плечо, а колпаки держат в правой руке. По сигналу дирижёра кавалеры быстро вертятся вправо или влево, а дамы надевают бумажные колпаки на тех кавалеров, с кем они желают танцевать.

 

ОЧКИ И ЛОРНЕТЫ

Тур Котильона. Дамы, участвующие в этом туре, получают лорнеты с разноцветными стёклами, а кавалеры – такие же очки. Стёкла одинакового цвета танцуют вместе. Ещё забавнее, когда часть кавалеров получает вместо очков разноцветные монокли. С непривычки монокли выпадают из глаз и весело катятся по полу.

 

ПЛАТОК

Фигура Котильона. После исполнения Вальса или Променада дама завязывает узелок на одном из четырёх углов платка. Она подносит этот платок к четырём кавалерам. Тот кавалер, который возьмёт узелок, танцует с дамой до её места.

 

РАЗОЧАРОВАННЫЕ КАВАЛЕРЫ

Тур Котильона. В зал выносится большая овальная коробка, изображающая пруд. С двух сторон коробки свисают шнурки: с одной стороны определённое количество красных – для дам, с другой стороны вдвое больше синих – для кавалеров. По сигналу дирижёра участники быстро тянуть за шнурки. Коробка неожиданно разваливается и у каждого в руках оказывается рыбка. По номерам на рыбках составляются пары для танца. Кавалеры, которым досталась рыбка без номера, удаляются на свои места.

 

СЧАСТЛИВАЯ ПОДКОВА

Тур Котильона. В зал выносят большую подкову, в которую пропущены ленты разных цветов. С одной стороны подковы становятся дамы, с другой стороны – кавалеры. По знаку дирижёра участники быстро вытягивают ленты и те, которые соединены друг с другом, танцуют вместе.

 

ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА

Тур Котильона. Дирижёр и его помощник держат большой лист бумаги, изображающий стену. На «стене»  нарисованы различные фигуры комического характера с прорезанными отверстиями для глаз и рта. Кроме того, на месте, где должна быть правая рука, прорезано отверстие для руки. Кавалеры подходят к стене с противоположной стороны, просовывают руку и прикладывают лицо к отверстиям. Затем дамы подходят и за руку выдергивают понравившихся им «персонажей». Таким образом, составляются пары для танца.

 

ТАМБУРИН

Тур Котильона. В зал заносят большой бумажный тамбурин, из которого выступают концы лент. За концы лент предлагают взяться участникам: за розовые ленты – дамам, за голубые – кавалерам. По команде дирижёра все тянут ленты и тамбурин разрывается. Оказывается, что розовые и голубые ленты связаны попарно. Таким образом, пары готовы для танца.

 

ТЕЛЕФОН

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам встать по одну сторону зала, а кавалеров по другую. Затем раздают телефонные аппараты: дамам – золотые, кавалерам – серебряные. Телефоны соединены попарно шёлковыми шнурами. Когда узел, соединяющий все телефоны, развязывается, то дамы и кавалеры расходятся в разные стороны, пока не будут натянуты шнуры. Таким образом, один тихо говорит, а другой слушает и наоборот. На это даётся несколько минут. Затем начинается танец.

 

ТУР ПЕРЧАТОК

Тур Котильона. От танцевального распорядителя дамы получают по перчатке с правой руки, а кавалеры – с левой. Пары составляются согласно цвету перчаток.

 

УЖЕНЬЕ

Тур Котильона. Дирижёр с помощью ассистента устраивает «озеро» с рыбками-кавалерами за бумажной стеной. Дамы выстраиваются возле «озера» с удочками в руках. В то время как дамы перебрасывают через стену удочки, кавалеры должны успеть схватить крючки, привязанные к лескам, и прикрепить к ним рыбок. Дамы вытягивают рыбок и по соответствию их названий получают в пару кавалера.

 

ЯПОНСКИЙ ЗОНТ

Тур Котильона. В зале раскрывается большой зонт в японском стиле. С него свисают разноцветные ленты с прикреплёнными значками. Дамы берутся за концы лент. К ним подходят кавалеры для приглашения на танец. Пара составляется, если значок на флажке кавалера совпадёт со значком на ленте дамы. Когда все пары находят друг друга, начинается танец.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх