КОНТРДАНС


[франц. Contredanse, от Contre – напротив и Danse – танец]

Общественный бальный танец XVII–XIX веков. Музыкальный размер – 2/4, 3/8 и 6/8. Характеризуется замысловатым композиционным рисунком, множеством коллективных фигур, присутствием игровых моментов. Имеет множество вариантов с разными названиями. Например, к группе Контрдансов относятся танцы: Англез, Гроссфатер, Кадриль, Котильон, Лансье, Матредур, Предур, Тампет, Франсез, Экоссез.

 

Некоторые исследователи полагают, что Контрданс, в практически готовом виде, возник на Британских островах, и представляет собой собирательное название английских сельских танцев [англ. Country Dance]. Они считают, что название «Контрданс» – это, всего лишь, слегка переиначенное «Кантри-Данс».

Другие утверждают, что Контрданс не имеет отношения к английским сельским танцам, а называется так потому, что танцующие пары стоят напротив друг друга [от франц. contre – против, напротив]. Например, А. Я. Цорн подчеркивает в своей «Грамматике танцевального искусства и хореографии»: «Объяснение, будто слово contredanse происходит от английского country-danse весьма неудовлетворительно, так как в употребляемых прежде anglaise’ах и eccossais’ах и прочих английских танцах все кавалеры стояли в одном ряду, а дамы в другом, с противоположной стороны».

Наверное, предпочтительнее позиция третьей группы учёных, примиряющая первые две теории. По их мнению, английские Кантри-Дансы, конечно же, имеют отношение к появлению Контрданса, но не прямое, а  опосредствованное, а сходство в их именах – курьёзная игра слов.

В конце XVI века зафиксировано первое упоминание о Кантри-Дансе, когда среди английском знати стал популярен местный «деревенский танец». Он считался демократичнее обычных придворных танцев. При дворе королевы Елизаветы гости танцевали его вместе со слугами. Постепенно этот танец, под именем Англез, стал известен в высшем обществе других европейских стран. В 1600-х годах его танцевали даже во враждебной Испании. Там он назывался Бранль-де-Англетер [исп. Branle de Inglaterra – танец из английских земель].

В том английском танце мужская и женская линии стояли напротив друг друга. Первые по счёту мужчина и женщина выходили навстречу, вставали в пару и танцевали установленную композицию. То же самое поочерёдно делали остальные.  Какое-то время это было интересно европейцам, но потом надоело, и они стали изобретать другие виды построения. В результате, появились варианты танца, в которых напротив стали располагаться парами. Процесс формирования нового танца происходил постепенно. Кроме английских и французских танцевальных элементов в нём проглядывают черты австрийского, немецкого, чешского и венгерского влияния. Окончательно Контрданс оформился и получил своё название приблизительно в 1680 году.

Первые Контрдансы состояли из одной танцевальной фигуры. Её поочерёдно повторяли пары, стоявшие в линиях напротив друг друга. Танец быстро заканчивался, а публике хотелось танцевать дальше. Поэтому ввели вторую фигуру, потом – третью. Затем танцмейстеры бросились соревноваться в сочинении фигур и быстро довели их число до сотни. Причём новые фигуры зачастую создавались на основе существующих танцев, и музыка к ней подбиралась соответствующая. Фигуры со вставной музыкой стали называть куплетами.  Среди куплетов можно было встретить куски новых и старых бальных танцев, отрывки из балетов, постановки на музыку популярных оперных арий, движения народного характера. В танец вставлялось всё, что попадалось под руку.

В XVIII веке Контрданс стал самым модным танцем в Европе. Его название стало собирательным, так как появилось большое число танцев, построенных по квадратному плану каре или по линии, и все они назывались Контрдансами. К каждому балу конструировали свой вариант, подобрав пяти-шести куплетов из тех, которые были созданы раньше.

Наибольшего успеха Контрданс добился в середине XVIII века, когда в танцевальные залы проникла идеология буржуазии. Старая придворная манера исполнения была трудна. Сложные движения рук, головы, торса, строгие позиции и группировки – вот основные её черты. Иногда рисунок танцевальных шагов приходилось вычерчивать на полу – настолько трудно было его запомнить! Другое дело – Контрданс! «Всё искусство этих контрдансов состоит в раскачивании тела во все стороны, изгибах и поворотах с постукиванием ног, как при танце в деревянных башмаках и с позициями, которые даже нельзя назвать приличными» – писал в 1723 году некий господин Бонне.

Контрданс был привлекателен тем, что танцевать его могли все. Но были и сложности. К концу XVIII века фигур и композиций Контрданса образовалось такое количестве, что в них стали путаться сами танцмейстеры. «…Право, я не понимаю, как можно запомнить фигуры контрданса. Ни одна из них не исходит из одного центра, не подчиняется твердо установленным принципам, ни одну нельзя выразить с помощью формулы, и я просто не могу представить себе, как это находятся люди, знающие все эти фигуры на память» – так описывает этот тип танца Ян Потоцкий в романе «Рукопись, найденная в Сарагосе». Назрели условия, когда Контрданс должен был уступить место новым танцам.

Многие новые танцы рождались на основе самого Контрданса. В разных странах сложились свои традиции в подборе контрдансных фигур. Наиболее удачные сочетания получали собственные имена и распространялись по всему миру. Например, один из парижских вариантов Контрданса стал называться Котильон, английская разновидность конца XVIII века опять получил традиционное название Англез, немецкая вариант именовался Гроссфатер. В характере Контрданса исполнялись также некоторые варианты Вальса и Мазурки.  В конце XVIII века во Франции появилась самая популярная его разновидность – Кадриль [франц. Quadrilles – квадраты], названная так потому, что группы танцующих образовывали маленькие четырёхугольники, из двух или четырёх пар каждый.

На балах XIX века Кадриль, Лансье и Котильон оттесняли Контрдансы на второй план, отодвигая их всё дальше. Наконец, к началу XX века двухсотлетний почтенный Контрданс полностью ушёл из бального зала, оставив его на попечение потомков.

Значение Контрданса для искусства бального танца не ограничивается Европой. В своё время распространившись по всему миру, он стал источником хореографических идей для местных танцевальных форм на других континентах. Так, на Кубе от него ведут своё происхождение танцы Сон, Румба и Хабанера, в США несут на себе его отпечаток всевозможные Сквей-Дансы и т. д.

 

Смотреть видео — танец XIX века Контрданс-Франсез:

 

Примеры Контрдансов XIX века:

 

ГРАЦИИ [англ. The Graces]

 

ДЕРЕВЕНСКИЙ РИЛ [англ. Rustic Reelбукв. «простецкий рил»]

 

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ [англ. Spanish Dance]

 

КОРОЛЕВА-ДОЛГОЖИТЕЛЬ [англ. Long Live The Queen]

 

МАНИ-МАСК (Минимаска) [англ. Money Muskбукв. «запах денег»]

 

МАТРЕДУР [англ.]

 

СЭР РОДЖЕР ДЕ КОВЕРЛИ [англ. Sir Rojer de Coverly]

 

ТАМПЕТ [франц. Tempête – буря]

 

ХАЛЛС-ВИКТОРИ [англ. Hulls Victoryвоенная победа]

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх