КАДРИЛЬ


[франц. Quadrilles – квадраты]

1.Бальный танец XVIII – XIX веков. Музыкальный размер – 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 или 6/8. Темп живой. Возник в конце XVIII века на основе Контрданса. Своё название получил из-за квадратного построения танцующих пар. Каждые две либо четыре пары образуют каре и танцуют в пределах своего квадрата. Известно много вариантов Кадрилей, каждый из которых обычно состоит из 5-6 фигур со своими названиями. Наиболее известные разновидности: Вирджинский Рил, Лансье, Бальная Кадриль, Французская Кадриль. Другое название: Бальная Кадриль.

2.Вид народного танца, возникшего в XIX веке на основе Бальной Кадрили и распространившегося в ряде стран, в том числе и в России. Музыкальный размер – 2/4. Состоит из серии танцевальных фигур, которые смело можно назвать «флиртующими», так как в них мужчина танцует с каждой женщиной по кругу.

3.Характерный танец в бальных танцах на льду. Исполняется одной или двумя парами, с использованием фигур народного варианта танца Кадриль. В исходном положении танцоры стоят по углам ледяной площадки.

 

В средневековой Европе простым геометрическим формам старались придать эстетический смысл. Например, вооружённые всадники на рыцарском турнире делились на четыре отряда, каждый со своей эмблемой, цветами одежд, музыкантами и т. п. Отряды вставали в квадратном построении по сторонам большого поля, представляя собой весьма красочное зрелище. Видимо, на этой основе в XVII веке квадратный строй проник в бальный зал. Его стали использовать в танцевальных композициях Контрдансов.

В 1740 году во Франции появился новый танец, продолживший контрдансную традицию. Его композиция была рассчитана на две или четыре пары, которые танцевали исключительно в своём квадрате [франц. Quadrille]. Так как в зале формировалось одновременно много таких квадратов, то танцу дали имя «Кадрили» [франц. Quadrilles – квадраты]. На русский язык это название принято переводить в единственном числе – Кадриль.

Первоначальная Кадриль представляла собой сюиту из пяти Контрдансов с различными фигурами и в разных музыкальных темпах. Позднее эти пять Контрдансов превратились в пять кадрильных фигур, к которым позже добавилась шестая. Танец стала особенно популярен во Франции во времена императора Наполеона I, и оттуда распространился по всей Европе. Публике он понравилась настолько сильно, что в танцевальные мелодии стали переделывать популярные песни и оперные арии. Например, в одно время фигуры Кадрили исполняли под совершенно нетанцевальные отрывки из оперы Вагнера «Тристан и Изольда».

В отличие от Контрданса, где пары Визави и Контрвизави располагаются рядом, в Кадрили танцующие располагаются накрест друг к другу. Расстояние между противоположными парами не более пяти шагов. Количество пар всегда чётное. Четырехугольное построение танцующих называется «каре» [франц. Carre]. Перед началом танца играется ритурнель на восемь или шестнадцать тактов. Она является сигналом к тому, чтобы пары заняли свои места. Перед каждой новой фигурой опять же следует интродукция на восемь тактов. Исполнители в это время делают друг другу поклоны.

В таком сложном танце необходимо особенно тщательно соблюдать бальные правила. Так, например, приглашение даме должно быть сделано до начала музыки. Причём кавалер должен заранее позаботиться  о подборе пары Визави, найти свободное место в зале, а также стулья для своей дамы и дамы Визави. Принято перед началом Кадрили представлять дам друг другу, если они ещё не были знакомы.

В течение XIX века Кадриль последовательно усложнялась. Появились  комбинированные версии. В начале 1840-х, на волне популярности Польки, появилась Кадриль-Полька  [франц. Quadrille-Polka], затем в 1845 году – Кадриль-Мазурка  [франц. Quadrille-Mazurka], а чуть позже – Вальс-Кадриль [франц. Valse-Quadrille]. В этих композициях популярный танец, указанный в названии, вставлялся после каждой фигуры обычной Кадрили.

 

Смотреть видео — один из вариантов Бальной Кадрили конца XIX века:

Сложные фигуры Кадрили постепенно надоели европейцам. Во второй половине XIX века появился более простая разновидность танца, именуемая Лансье. По-другому её ещё называли Кадриль в Придворном Стиле [франц. Quadrille à la Cour]. Однако Бальная Кадриль продолжала танцеваться вплоть до 1910-х. Более того, появилась её разновидность под названием Кадрили-Монстр [франц. Quadrilles Monstre – букв. «чудовищная Кадриль»]. Для последней было характерно включение между фигурами обычной Кадрили полных версий других танцев, за счёт чего увеличивалось общее время исполнения.

Кадриль ушла из танцевальных залов только с приходом эпохи Джаза. Но не исчезла вовсе, а как достойный  бальный танец, легко «ушла в народ». Она распространилась среди простого люда многих стран Европы и Америки. Во многих местах она  приобрела самобытный национальный характер, однако везде сохранила композиционную особенность квадратного построения пар. Так, например, американские разновидности Кадрили получили название Сквей-Дансы [англ. Square Dance – квадратный танец]. В России также широко распространены многочисленные варианты народной Кадрили: Восьмёра, Кадрель, Ланце, Семёра, Четвёра, Шестёра и т. д.

Смотреть видео — современный вариант Бальной Кадрили:

 

Смотреть видео — народный вариант танца (Борская Кадриль):

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх