ГРОСФАТЕР (Гроссфатер)


[нем. Groβvater – дедушка]

1.Немецкий общественный танец XVII века. Обычно состоял из двух частей: медленной, в музыкальном размере ¾, и быстрой, типа экосеза, в музыкальном размере 2/4. Сопровождался песней шуточного характера. Название танца произошло от начальных слов песни.

2.Бальный танец XVIII века, основанный на одноименном немецком танце. Участвовать могут все пары. Танец начинается в чопорной церемониальной манере. Музыкальный размер может меняться. Темп исполнения обычно нарастает и танец завершается под самую быструю и весёлую мелодию.

 

 

Гросфатер в Россию привёз Пётр Первый, научившийся танцевать его в Голландии. Он любил этот шуточный танец. Самолично разбивал присутствующих на пары, выстраивал в колонну и вставал впереди, чтобы руководить участниками танца. Музыканты вначале играли медленную, почти похоронную, мелодию в размере ¾. Все пары следовали за царём и повторяли его движения.
Постепенно темп музыки ускорялся, а сами шаги становились замысловатее. Ведущий внезапно менял направление движения, заставляя идущих пересекать зал по запутанной траектории: зигзагом, по кругу, наискосок, накрест, по обратной диагонали и т. д. Оркестр прибавлял темп, и танцующие, вслед за Петром, устремлялись по анфиладе комнат, выбегали в сад, живой цепью двигались между клумб и деревьев, а затем возвращались обратно в дом.
Но на этом мучение не заканчивалось: государь вёл своих подданных на второй этаж, на чердак, на лестницу, в погреб, – и так до бесконечности! Когда обессиленные танцоры возвращались в бальный зал, оркестр издевательски играл первоначальную «похоронную» мелодию. Гросфатер завершался общим весельем, с шутками, смехом и царским «наказанием» для самых нерадивых танцоров – распитием Кубка Большого Орла.

 

Смотреть видео — немецкий народный танец Гроссфатер:

 

Смотреть видео — бальный вариант танца Гроссфатер: