ГАЛЬЯРДА


[итал. Gagliarda, франц. Gaillarde – смелая, дерзкая]

1.Старинный общественный танец итальянско-французского происхождения. Музыкальный размер – 2/4, ¾. Темп быстрый. Исполняетя в паре, оживлённо и весело. Для танца характерны резкие прыжки и оригинальные позы.

2.Придворный танец XVI – XVII веков. Музыкальный размер – 3/2, ¾, 6/8. Темп умеренно-быстрый. Базовая композиция танца состоит из пяти движений: четырёх небольших шагов и прыжка. Исполняется в паре, в совместном движении по залу, в ходе которого кавалер некоторое время танцует соло. В XVII веке Гальярда постепенно ушла из танцевального зала.
Другое название: Синкпейс.

 

На придворных бальных праздниках XVI века Гальярда шла вторым номером. После скучной церемонной Паваны танцующие с превеликим удовольствием отдавались во власть прыжковых ритмов, весьма умеренных – на наш сегодняшний взгляд. Однако тогда это действо считалось одной из самых бурных и волнующих плясок.
Гальярда, судя по названиям её движений, имеет итальянско-французское происхождение. В письменном источнике она упоминается с 1480 года. К сожалению, нигде не сказано о том, каким образом французский пастушеский Бранль превратился в итальянский танец с прыжками.
Возможно, когда в XV веке некоторые французские районы находились под властью итальянских городов-государств, тогда там и появилась некая пародия на «серьёзные» итальянские танцы. Насколько дерзкой была эта пародия, можно представить даже по самой поздней композиции Гальярды. В ней, по сути, каждая танцевальная фигура начинается с важных «журавлиных шагов» [франц. Grue – журавль], а завершается всевозможными «брыканиями» и «ляганиями», – движениями, называемыми «Руада» [франц. Ruade – неожиданный удар копытом назад], и «Рю-де-Вашь» [франц. Ru de Vache – букв. «лягание коровы»].
Такие живописные движения не могли не обратить на себя внимание. Озорной танец пришёлся по душе простому народу. На сельских праздниках парни старались перещеголять друг друга, выкаблучиваясь в перед девушками. Под названием Гальярда [итал. Gagliarda, франц. Gaillarde – смелый, дерзкий] – танец, в разных вариантах, распространился по соседним регионам Европы.

Примерно тогда же, в XV веке, новомодная Гальярда была введена в программу балов, проводившихся во Флоренции. Здесь впервые образовалась сюитная связка танцев, открывающих бал: Павана и Гальярда. Музыкальный размер второго танца был неустойчив. В качестве сопровождения обычно игралась ускоренная мелодия Паваны, иногда в чётном, а иногда в нечётном ритме. Танцевальная композиция той поры не сохранилась, но, думается, что движения типа Руады и Рю-де-Вашь там присутствовали в большом количестве.

На балах XVI-XVII веков Гальярда стала одним из самых востребованных танцев. Вначале пара лёгкими шагами двигалась по залу. Потом кавалер выходил вперёд и выступал соло, исполняя гальярдные прыжки и позы. Сложностью и изысканностью движений кавалеры как бы соревновались друг с другом. Дама в это время стояла на месте или слегка вторила движениям своего партнёра. После сольного исполнения продолжалось парное движение по залу. Поклоны и реверансы в Гальярде практически отсутствовали.

В дальнейшем танец подвергся значительным изменениям. Музыкальный размер окончательно установился на ¾. Темп замедлился. Шуточные брыкания и лягания танцмейстеры трансформировали в изысканные балетные позировки. Возникали различные модификации танца – например Гальярда Двух [франц. Gagliarda de Deux], Гальярда Леди Илианы, Гальярда «Лягушка» [франц. Galliarda Frog]. В конце концов, композиция танца была канонизирована в составе пяти движений: после четырёх гальярдных шагов следовала поза, которая фиксировалась и удлинялась за счёт шестой доли. Итальянцы так и стали называть этот танец – Чинкви Пасси [итал. Cinque Passi – пять шагов]. Французы его название перевели в Сенк Па [франц. Cinq Pas – пять шагов], а по-английски оно зазвучало как Синкпейс [англ. Cinque Pace – пять шагов].

В последней разновидности Гальярды уже не было той  непосредственности, что так привлекала публику. Насколько изменился характер танца, можно понять по реплике из пьесы Вильяма Шекспира «Много шума из ничего»: «Сватовство, свадьба и раскаяние похожи на шотландскую жигу, межер и синкпейс. Первое идет пылко и быстро, как шотландская жига, полная причудливых неожиданностей; свадьба – скромно, достойно, как размеренный танец, со старинной торжественностью; затем наступает раскаяние на расслабленных ногах и все чаще припадает в синкпейсе, пока не свалится в могилу».

Вслед за Гальярдой, оживляя и будоража воображение благородной публики, в придворные танцевальные залы, время от времени, врывались другие «дерзкие» прыжковые танцы: Вольта, Каскарда, Романеска, Турдион и др. Но проходила первая волна увлечения, и одни из них изгонялись, а другие следовали путём Синкпейса, приобретая такие же «успокоенные» шаги и позировки.

 

Смотреть видео — шотландский вариант танца Гальярда:

 

Примеры движений и фигур Гальярды:

 

АНТРЕТАЙ [франц. Entretaille – подсечка]

Шаг вперёд и грациозное переступание, производимое с небольшим прыжком в момент, когда работающая нога подбивает опорную и та, слегка согнутая в колене, остаётся впереди. В зависимости от того, с какой ноги делается шаг, различают Правый Антретай и Левый Антретай.

 

ГРУ (Журавлиный Шаг) [франц. Grue – журавль]

Представляет собой шаг вперед и подъём свободной ноги вперед в воздушную позицию. В зависимости от поднятой ноги, различают Правый Гру и Левый Гру.

 

КАДЕНЦА [франц. Cadence – такт, размер, ритм]

Большой завершающий прыжок, который следует после исполнения четырёх основных движений.

 

РУАДА [франц. Ruade – неожиданная остановка]

Позировка с приподнятой сзади ногой, выполняемая в паузе между движениями. Используется, например, после прыжка, завершающего основные пять шагов. В зависимости от поднятой ноги различают Правую Руаду и Левую Руаду.

 

РЮ-ДЕ-ВАШЬ [франц. Ru de Vache – букв. «лягание коровы»]

Разновидность позировки после прыжка, при которой нога поднимается назад и немного вбок. Различают правый и левый Рю-де-Ваш.

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх