ФАРАНДОЛА


[франц. Farandole, от прованс. Farandoulo]

Французский общественный танец, известный с XV века. Музыкальный размер – 6/8, 4/4. Темп умеренный. Исполняется коллективно, в цепочном построении, в сопровождении флейты и барабана. Характерны галопирующие шаги, иногда переходящие в бег.

 

Некоторые историки танца относят Фарандолу к разновидности Кароля [франц. Carole – хорал, хор], который в Средние Века танцевали по всей Европе. И не мудрено, ибо он представлял собой простой хоровод. Участники Кароля двигались плавными шагами по кругу под собственное пение. Иногда ведущий убыстрял ход, и шаги переходили в бег, почти как в Фарандоле.

Другие считают, что Фарандола появилась в южных французских провинциях Прованс и Лангедок, непосредственно граничащих с Испанией. В самостоятельный танец она отпочковалась от одного из Бранлей или, по крайней мере, появилась в одно время с Бранлями. На это указывает родство имён. Название «фарандола» [франц. Farandole] – это переиначенное «баранделло» [старофранц. Brandello, Barandello], в свою очередь, произведённое от «брандо» [исп. Brando]. Как мы знаем, Брандо – это испанский синоним Бранля.

Третьи сопоставляют Фарандолу и античный Танец Лабиринта. Согласно древнегреческому мифу, герой Тезей [лат. Thesus] избавил мир от ненасытного людоеда Минотавра, прятавшегося в огромном лабиринте на острове Крит. Празднуя это событие, античные юноши и девушки ежегодно возносили хвалу герою, цепочкой двигаясь по сложной схеме переходов и поворотов. Основной шаг танца включал поднимание ноги в переднюю воздушную позицию, как это делают журавли в своих брачных плясках. Поэтому Танец Лабиринта называют ещё Танцем Журавля.

Беспорядочную траекторию движения в Фарандоле вряд ли можно сравнить со схемой лабиринта. Однако французы представляют это именно так, и радостно кричат: «Thesus!», проходя через «арку» из сцепленных рук. Участники цепочки держатся друг за друга за руки или через платки, ленты и шнурки. Платки и шнурки символизируют нить Ариадны – ту самую нить, с помощью которой Тезей нашёл выход из лабиринта.

Основное движение Фарандолы напоминает журавлиный шаг. Однако характером оно больше походит на движения Джиги и Тарантеллы. Её шаги подчиняются острому задорному ритму, и состоят из скачущих прыжков: то на одной ноге, то на другой, то на обеих. Когда музыка даёт сигнал, цепочка приходит в движение. Участники танца бегом, скачками или простыми шагами, движутся вдоль улицы или дороги, попутно вовлекая в танец всех встречающихся. На обоих концах цепочки –  опытные танцоры, ведь танец может развернуться и в обратном направлении. Всё происходит в быстром движении. Кругом звучат смех, шутки, радостные возгласы.

Фарандолу можно назвать первым фигурным танцем. До неё фигуры в танцах в таких количествах не использовались. «Арка», «Змейка», «Лабиринт», «Мост», «Петля», «Спираль», «Улитка» – сами названия фигур говорят о сложности переходов. Хороший ведущий не только правильно ведёт танцующих от фигуры к фигуре, он на ходу вводит новые игровые моменты. Каждый в цепочке обязан повторить его действие. Неожиданности вносят в танец забаву. В какой-то момент оба конца цепочки могут сомкнуться в переменчивый круг, или всё может смешаться. Тогда танцоры проходят под аркой, созданной двумя участниками, которые таким образом формируют цепочку заново. Двигаться можно под любую бойкую музыку с регулярным ритмом в двойном или в тройном размере.

Фарандола всегда пользуется любовью простых французов. Без неё не обходится ни свадьба, ни другие массовые праздники. Во время Французской революции люди отплясывали Фарандолу и её разновидность Карманьолу [франц. Carmagnole – по названию одежды повстанцев] на развалинах Бастилии. И сейчас, когда её былая популярность ушла, Фарандола не забыта простыми французами. К примеру, в местечке  Бельведер во Франции регулярно проводится фестиваль, на котором множество пар молодоженов скачут в этом цепочном танце, чередуя левую и правую ногу.

Фарандолу когда-то исполняли и в бальных залах. На балах XVIII века в самый разгар празднества присутствующие могли схватиться за руки и длинной цепью скакать из залы в залу, из залы в сад, потом обратно. В разных странах это буйство обозначалось по-разному. Например, на ассамблеях Петра Первого его называли Кеттентанц [нем. Kettentanz – цепочный танец]. В любом случае, по своей сути, это была Фарандола. Проявляла она себя и на балах XIX века. Ею, в энергичном темпе, заканчивались большие танцы типа Кадрили и Котильона. Вместе с последними  Фарандола и ушла из бального зала, но, время от времени, она стихийно напоминает о себе. Даже на современных дискотеках можно увидеть, как публика хватается за руки и цепочкой носится по залу.

 

Смотреть видео — танец Фарандола в 1928 году:

 

По народному поверью, хороводный круг символизирует движение Солнца по небу, держание за руки передаёт единство людей, а характер танцевальных шагов напрямую влияет на качество урожая. Поэтому считается — чем воодушевлённее участники водят хоровод, тем сильнее действует их обращение к божеству, и чем выше прыжки танцующих, тем выше вырастут всходы и обильнее будет урожай. Люди вкладывают в прыжки Фарандолы силу и энергию, полностью отдаваясь танцу. Взамен они получают максимум радости и удовольствия от совместного действия.

 

Смотреть видео — современная разновидность танца Фарандола:

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх