БРЕЙК-ДАНС (Брейк)


[англ. Break Dance, от Break – букв. «прорыв, перемена»]

Собирательное название американских молодежных танцев 1970-80-х годов, исполнявшихся под ритмичную музыку прямо на улице. Характерным для них является широкое использование пантомимных и акробатических элементов. В 1980-х Брейк-Данс стремительно распространился по миру и стал заметным явлением в молодежной субкультуре. Продолжает развиваться и сейчас по двум основным направлениям: Боди-Поппинг (Верхний Брейк) и Брейкинг (Нижний Брейк).

Другое название: Би-Боинг.

 

Термин «Брейк-Данс» часто понимают только как «танец с ломаными телодвижениями» [от англ. break – ломать, ломаться]. Но у английского слова «брейк» существует ещё с полсотни значений. Если внимательно вчитаться в словарь, то становится понятно почему. Во многих случаях оно выражает резкое изменение качества. Например, если вдруг встречается дыра на сплошной поверхности, прерывается бой в боксе, наступает кризис в экономике – всё это комментируется словом «брейк». Брейком называется не только изменённое состояние, но также и действие, приводящее к такому изменению. Электромонтёр отключает ток во всём квартале, официант откупоривает бутылку шампанского, ковбой укрощает лошадь – всё это тоже брейк!

Отсюда понятно, что главное для танцора Брейк-Данса – не просто «ломаться в разных направлениях», а создавать эффект неожиданности и необычности во всём, что ему доступно: в телодвижениях, в трюках, в антураже. Без какого-либо обмана и фокуса поразить воображение зрителей, создать атмосферу непостижимости происходящего и, таким образом, разорвать пелену обыденности, – вот задача брейкера.

В этом отношении с ним схож Брейкдаун [англ. Breakdown – букв. «выламываться внизу»] – танцевальная сатира чернокожих американцев XIX века на манеры белых хозяев. Там танцоры поражал зрителей невероятными «выкрутасами» в ногах. При этом верх тела оставались в неизменном строгом положении. Особой красочности Брейкдаун достигал в выступлениях артистов театра министрелей. Невероятные пёстрые штаны, чудные гольфы, большие башмаки и, надетый поверх всего этого, строгий фрак дополняли комический эффект.

Но Брейк-Данс, в отличие от Брейкдауна, очень серьёзный танец. В нём много элементов акробатики (перевороты через голову, резкие падения на руки и т.д.), и нет ничего клоунского. Чтобы научиться танцевать Брейк необходимо немало потрудиться над собой.

Явление Брейк-Данса возникло ещё в 1960-е годы, когда американская молодежь бунтовала против рутины, скуки и буржуазных жизненных ценностей. В больших американских городах среди чернокожих подростков стало принято танцевать прямо на улице. Доступность такого времяпровождения обеспечило изобретение дешёвой переносной магнитолы, небольшой, но мощной на звук. Каждая уличная команда подростков, собиравшаяся вокруг подобного «гетто-бластера» [англ. Ghetto Bblaster – букв. «сотрясатель гетто»], «выгибалась» по-своему, придумывая себе прозвища, лозунги-речёвки и особые элементы в одежде.  Каждая группа создавала свой танцевальный стиль под любимую музыку.

У большинства уличных танцев не было названий. Ребята просто «бугили», то есть на свой манер исполняли что-то наподобие Буги-Вуги. А вот в нью-йоркском Южном Бронксе подобные танцы стали называть «Гуд Фут» [англ. Good Foot – букв. «хорошая нога»]. Конечно, имелось в виду не сложение ноги, а впечатляющее и мастерское исполнение танцевальных движений. В 1969 году американский музыкант Джеймс Браун даже записал хитовую песню «Преуспеть в Гуд Футе». К тому времени этот вид танца превратился в своего рода состязание. Уличные хулиганствующие группировками на время забыли о драках. «Битвы» между ними стали происходить по принципу «кто кого перепляшет». Ради победы молодые танцоры придумывали самые невероятные телодвижения и акробатические трюки. Отсюда и пошли всевозможные «вертолёты», «мельницы» и «черепахи». Это был качественный прорыв в уличном поведении, и он получил соответствующее название – «Брейк».

В 1970-е годы Брейк-Данс утвердился как самостоятельное явление и распространился на всей территории США. Он вобрал в себя все схожие танцевальные проявления. Но если в средине 1970-х брейковые «баттлы» [англ. Battle – баталия, сражение] сочетали в себе самые разные стили, то в дальнейшем, по мере усложнения элементов, произошло разделение Брейка на верхнее (Боди-Поппинг) и нижнее (Брейкинг) направления.

В Боди-Поппинге [англ. Body-Popping – букв. «окукливание телодвижений»] – минимум акробатики. Упор делается на тонкую координацию разрозненных действий и великолепное владение мышцами тела. Например, в Стиле Робота движения совершаются в быстром темпе, как механический автомат, и при этом довольно изящно. В Волновом Стиле всё тело от макушки до кончиков пальцев рук и ног представляет собой сплошную волновую поверхность.

В Брейкинге [англ. Breaking – букв. «ломание»], наоборот, очень много акробатики. Это очень сложный и даже опасный стиль, состоящий из  падений, прыжков и огромного количества разнообразных акробатических вращений на полу – поэтому его и называют «Нижний Брейк».

Всплеск мировой популярности Брейк-Данса пришелся на 1983—1984 года. Тогда он явился неотъемлемой частью афроамериканского Хип-Хопа, представлявшего собой образ жизни черных тинейджеров. Вместе со скороговоркой Рэпа и рисунками граффити Брейк-Данс быстро распространялся по странам и континентам. В его честь стали устраивать танцевальные турниры и фестивали. Появились музыкальные группы, стиль которых стали обозначать как Брейкбит [англ. Breakbeat].

Сейчас Брейк-Данс представляет собой устоявшийся, но всё же уникальный вид зрелищного танцевального искусства, который развивается практически по всему миру посредством клубов и кружков. Во многих странах ежегодно проводятся Брейк-фестивали.

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх