БРАНЛЬ


[франц. Branle, Bransle – хоровод, от branler – двигаться, шевелиться, колебаться]

1.Вид старинных французских народных плясок, предшественник многих европейских общественных танцев. В Средние Века и позднее в Европе существовало много разновидностей Бранлей, соответствовавших цеховым, общественным и местным народным традициям. 

2.Обозначение ряда французских придворных танцев XVI-XVII веков, разных по характеру. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный и умеренно быстрый. Придворные Бранли имели парную и хороводную формы. Парные Бранли исполнялись медленными скользящими шагами, с частыми остановками для реверансов и поклонов. Хороводные Бранли, как правило, основывались на соответствующих народных образцах.

Бранль родился в эпоху Средневековья и первоначально представлял собой простые шаги под пение танцующих. Его основой был общий хороводный круг под названием Кароль [франц. Carole – хоровод], который мог перестраиваться в линии и зигзаги. В разных странах Бранль именовался по-своему. Так, в Англии его называли Брол или Броул [англ. Brawl], а в Испании – Брандо [исп. Brando]. Более всего Бранль прижился во Франции, где его танцевали повсеместно. В разных провинциях постепенно сложились свои особенные ритмы и танцевальные шаги. Позднее в условиях городского разделения на ремесленные цеха к этим особенностям добавились ещё и цеховые различия. Во многих Бранлях участники танцевали, разбившись на пары. Построение пар отражало особенности их жизненного уклада и цехового производства. В зависимости от этого, участники могли становиться в линию, в квадрат, в круг, в цепочку и т. д.
В качестве придворного бального танца Бранль стал использоваться в XV веке. Он, в частности, открывал и закрывал балы. Но это были уже не тот простой и непосредственный народный образец. Придворные Бранли отличались церемонностью, более плавными и закругленными движениями, многочисленными реверансами. Из них практически исчезли притопы и прыжки. Если для народного Бранля был предпочтителен хороводный рисунок танца, то Придворный Бранль получил чётко выраженный парный характер. Для большей приятности танцмейстеры совмещали движения, взятые из нескольких его разновидностей. Так сложилась небольшая сюита, включавшая в себя Простой Бранль, Двойной Бранль и Двойной Бранль с Репризой. В дальнейшем из различных сочетаний этих трёх компонентов образовалось множество составных композиций. Шаги Бранля включались даже в величественные Басдансы.

В пору наивысшего расцвета Придворного Бранля в XVI веке появилось особенно много его разновидностей. На балах стали создавать сюиты Бранлей из разных его вариантов. Например, была особенно популярна последовательность из Двойного Бранля, Простого Бранля, Весёлого Бранля и Бургундского Бранля.
По свидетельству французского хореографа XVI века Туано Арбо: «Сюита из этих четырех видов бранлей соответствует разным группам лиц, присутствующих на балу. Пожилые танцуют медленный двойной и простой бранли. Женатые молодые люди танцуют веселый бранль. А самые молодые легко танцуют бургундский».
В разных провинциях Франции появились свои сюиты Бранлей. Зачастую они представляли одни и те же танцы, только в разной очерёдности. Тот же Туано Арбо шутит: «…Музыканты составляют эти бранли в сюиты из определенного числа танцев, и например, если играют 10 бранлей подряд, то называют их шампанскими, если исполняют другое число бранлей, то называют их авиньонскими или как заблагорассудится».
В XVII века при дворах феодалов появились новые интересные танцы, и Бранли постепенно ушли из практики балов. По крайней мере, с XVIII века о них нет никаких упоминаний. Но это не означает, что Бранль исчез окончательно. В крестьянских районах Франции его танцуют до сих пор, а в бальных залах и на сцене он живёт в своих потомках. В сущности, он стал основой национальной бытовой хореографии Франции. Ему родственна Фарандола, популярная во Франции до сих пор, в Провансе из него сложились Гавот и Ригодон, в Бретани – Менуэт и Пасспье, в Оверни – Бурре и т. д.

Смотреть видео:

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх