БАЗЕД-ЛЭУП


[англ. Buzzard Lope от lope - неистовый бег, и Buzzard - канюк (хищная птица)»]

1.Афроамериканский общественный танец XVIII-XIX веков. Музыкальный размер чётный. Темп быстрый. Исполняется одиночно или в группе, в характере невольничьих плясок на плантациях.

2.Американский общественный танец начала XX века под музыку Регтайма. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый. Исполняется одиночно или в группе, часто в чечёточном стиле.

 

Смотреть видео:

 

Название танца Базед-Леуп многие исследователи переводят как «летящая петля». Хотя относят его к подражательным анималистским танцам типа Игл Рок [англ. Eagle Rock – орлиное раскачивание], Тарки-Трот [англ. Turkey Trot – индюшачий ход] или Чикен-Данс [англ. Chiken Dance – танец цыплёнка]. Давайте, попробуем разобраться в этом противоречии.

Английское слово «Buzzard» в действительности переводится как название хищной птицы – «гриф», «канюк» или «сарыч». А слово «Lope», с одной стороны, означает «петля», а с другой – «бег вприпрыжку». При внимательном рассмотрении эти понятия родственны. В русском языке есть похожее слово «лупить», тоже имеющее двоякое значение. С одной стороны, оно означает «ударами снимать оболочку». Например, «лупить берёзу» значит сдирать бересту, которая, кстати, при этом закручивается в петли. С другой стороны, «лупить во всю прыть» означает очень быстро бежать. Что лупить по берёзе палкой, что лупить пятками по земле – в обоих случаях производимое действие одинаково по смыслу.

Танец Базед-Леуп имеет глубокие африканские корни. В первоначальной форме его движения копировали повадки проворной хищной птицы – грифа-индейки [англ. Turkey Buzzard], спешащей к месту кормёжки. Танцоры взмахивали руками, подобно распростёртым крыльям, делали шаркающие шаги и мелкие подскоки, похожие на прыжки канюка. Зрители, стоявшие по кругу, поддерживали танцующих энергичными выкриками, ритмично притопывая ногами и громко шлёпая руками по своим бедрам. Танец был широко распространён среди невольников на хлопковых плантациях Юга США.

В начале 1800-х годов в Базед-Леуп стали проявляться протестные черты. Чернокожие танцоры начинали свой танец с круговой пантомимы о невольничьей жизни. В ней присутствовали и трудовые движения чернокожих рабов, и замашливые удары плети охранника, и недобрая язвительная пародия на хозяев-рабовладельцев. В завершающей части танца происходил необузданный выплеск телесной энергии танцующих, который демонстрировал освобождение души от оков рабства. Возможно, именно в этом варианте танца его название стало ассоциироваться с летающей верёвочной петлёй в руках злого, хищного надсмотрщика.

После отмены рабства танец Базед-Леуп, в почти неизменённом виде, стали исполнять на городских негритянских вечеринках. Вот как его описывает американский писатель Стил Гуллах: «Я помню, как будучи ребёнком, сидел в углу в пятничную или субботнюю ночь и с интересом наблюдал, как папа и его друзья пили самогон и танцевали Базед-Леуп, пантомиму о жизни порабощенных африканцев на плантациях, – жизни, полной запретов и сопровождаемой ударами надсмотрщиков. В Базед-Леуп грустная история о тяжёлой доле наших прадедов постепенно трансформировалась в нечто противоположное – в воодушевлённые взгляды, в неистовые хлопки и притопывания в ритме танца. Папа и его друзья жестикулировали и вихрем кружились по нашей гостиной, в то время как другие дули в гребни и играли на гитарах. В кульминационные моменты танец переходил в степ – танцоры в мягких, подбитых подковками туфлях, подхватывали и перехватывали друг у друга движения».

В начале 1900-х годов Базед-Леуп проник в танцевальные залы больших американских городов. Он не стал парным бальным танцем, но оказал сильное влияние на формирование прочих общественных танцев. В первую очередь, он способствовал танцевальному развитию Фокстрота, так как его движения вошли в основу таких предфокстротных танцев, как Игл-Рок, Тарки-Трот и Чикен-Данс. А его дикая неистовая энергия передалась американским свинговым танцам, ритмы которых умудрились объединить потомков чернокожих невольников и потомков их угнетателей.

В настоящее время традиция танца Базед-Леуп, как ни странно, продолжает существовать в США. Например, одна из точек его приложения находится на небольшом острове Марко, расположенном у восточного берега Флориды. Хозяин тамошней гостиницы, страстный энтузиаст американского фольклора, ежегодно организует рыбный фестиваль, центральным событием которого является конкурс исполнителей танца Базед-Леуп. Фестиваль и танцевальный конкурс, как своеобразные рекламные акции, привлекают в его гостиницу множество постояльцев.

Смотреть видео:

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх