БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ


[англ. Ballroom Dancing, нем. Gesellschaftstänze, франц. Danse de Salon]

Общественный вид танцевального искусства, существующий в условиях бала, танцевального вечера, танцевального состязания. Объединяет парные, коллективные и групповые танцы, движения и композиции которых создаются творчеством танцующей публики и её профессиональных представителей – танцмейстеров. Источником хореографии Бальных Танцев, в большинстве случаев, выступают народные пляски или массовые танцевальные импровизации под популярную музыку.

 

Появление первых бальных танцев относят ко времени позднего Средневековья и к началу эпохи Возрождения. В это время в Европе произошло расслоение общественного танцевального искусства на простонародные городские и сельские пляски и благородные танцы феодального сословия. До этого и селяне, и простые горожане, и аристократы исполняли  однотипные хороводные танцы. В XII-XIV веках из общей массы городских хороводов выделились цеховые ремесленные танцы (танцы бочаров, оружейников, прачек, хлебопёков и др.), и танцы знати (придворные танцы).

Придворные танцы с уверенностью можно считать первым видом бальных танцев. Празднично украшенные костюмы, изящные поклоны и реверансы, подчёркнуто вертикальная постановка корпусу, горделивая посадка головы, гладкие шаги, мягкие прыжки, округлое положение рук – все эти внешние признаки придворного стиля до сих пор актуальны для бальных танцев европейского типа.

Первоначально на феодальных балах были распространены танцевальные шествия (Басс-Дансы) и, слегка переиначенные, народные танцы прыжкового типа (Бранли). В XV-XVII веках Басс-Дансы трансформировались в церемониальные танцы: Аллеманда, Павана и др. Из прыжковых Бранлей выделились наиболее изящные: Бурре, Гальярда, Сальтарелла и др. К ним добавились более плавные танцевальные образцы: Гавот, Куранта, Менуэт и др.  Практически все придворные танцы заимствовались из народных источников, но их в корне переиначивали для придворного стиля исполнения. В XVIII веке список бальных танцев пополнили Полонез и многочисленные разновидности Контрданса. Одновременно изменились темп и стилистика прежних образцов. Например, Менуэт и Гавот стали танцеваться быстрее. Появились  публичные танцевальные залы для простых горожан. Однако придворные танцы и здесь играли определяющую роль вплоть до начала XIX века.

С появлением Вальса в конце XVIII века началась новый период развития бальных танцев. Придворные танцевальные формы отошли на второй план. Программа публичных балов изменилась кардинально. В XIX веке танцевальный вечер начинался Полонезом. Затем чередой шли Вальсы, Польки, Мазурки, Кадрили, Галопы, Редовы и опять Вальсы. Заканчивался бал длинным танцем-игрой – Котильоном.

В начале XX века в танцевальном зале произошла очередная революция. В моду вошли бальные танцы американского происхождения: Вальс-Бостон, Танго, Фокстрот, Чарльстон. В 1920-х годах утвердились конкурсные стили этих бальных танцев. Появились: Медленный Вальс, Квикстеп, Медленный Фокстрот, Английское Танго, Новый Венский Вальс. 1930-40-е годы добавили к ним латиноамериканские Пасодобль, Самбу и Румбу, а также свинговые Линди-Хоп, Джиттербаг, Буги-Вуги. В 1950-х появились Ча-Ча-Ча, Джайв и Рок-н-Ролл.

В 1960-х годах опять кардинально изменилась общественная танцевальная мода. Танцующие стали предпочитать групповые и линейные построения. Новые бальные танцы отвергали закрытые позиции, в них даже не держались за руки. В лучшем случае партнёр и партнёрша стояли рядом или напротив друг друга и исполняли одинаковые движения. В этот период появились танцы в стиле «Йе-Йе» (Твист, Мэдисон, Халли-Галли и др.), в стиле «Гоу-Гоу» (Шейк, Джерк, Манки и др.) и некоторые характерные танцы (Казачок, Леткис). Истинное парное исполнение продолжило развитие в виде так называемых «грязных танцев»: Сальса, Мамбо, Хастл и др. Надо заметить, что в СССР в это время в общество усиленно внедрялись советские бальные танцы традиционного парного типа: Русский Лирический, Сударушка, Рилио и др.

В 1970-х вошли в моду танцевальные вечера особого типа – дискотеки. Бальные танцы там исполнялись редко. Новые парные танцы, если и появлялись, то имели обезличенный и явно не бальный характер (Бамп, Кунг-Фу, Кисс и др.). Основой дискотечного стиля стали одиночные индивидуальные импровизации под, регулярно сменявшие друг друга, музыкально-танцевальные стили – Биг-Бит, Диско, Брейкбит, Техно, Хаус и др. Из истинных бальных танцев, встречавшихся на рейвах и дискотеках конца XX века, можно упомянуть лишь Хастл, Ламбаду и медленный танец вприжимку (без названия).

Бальные танцы играют в обществе важную роль, которая не ограничивается функцией развлечения и отдыха. В широком смысле – это способ гармонизации отношений между людьми в самых разных аспектах. Для одного человека – это возможность познакомиться и ощутить взаимную симпатию в паре. Для другого – утверждение собственного социального статуса, демонстрация личных качеств (красота, гибкость тела, ловкость в движениях, музыкальность и др.). Для третьего –  благотворная физическая нагрузка на тело и лечебно-терапевтическое воздействие на душу. И таких аспектов множество.

К Бальным Танцам  вплотную примыкают некоторые другие группы общественных танцев. К таким относятся, например, Детские Танцы, Дискотечные Танцы, Клубные Танцы, Спортивные Танцы.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх