БАЛ-МАСКАРАД


[англ. Masked Ball, нем. Maskerade, франц. Bal Masqué]

Популярная разновидность бала. Представляет собой танцевальный праздник, участники которого, стремясь быть неузнанными, надевают маски.

 

Бал-Маскарад – одна из излюбленных форм проведения бала. Как правило, он имеет тематический характер, связанный с историческими сюжетами или с игрой в народные обычаи. В зависимости от эпохи и традиций, он может выдвигать различные требования к костюмам участников. Так, в одних случаях, женщины являются на него обязательно в масках, а мужчинам маскарадных костюмов и масок не полагается. В других случаях маски и наряды должны быть у всех, но при входе каждый обязан показать лицо. То же различие существует и с ангажированием на танец. На одних маскарадах дама принимает приглашение на танец, только если знает мужчину, скрывающегося за маской. На других это правило отметается — даме разрешается танцевать и с незнакомым партнёром.

В Европе XVI-XVII веков для маскарадов чаще всего использовались сюжеты из античной жизни с соответствующими одеяниями. Также были популярны карнавальные костюмы южно-европейского происхождения: мавританские, греческие, албанские, и особенно итальянские – домино, костюмы Арлекина, Пьеро,  Пьеретты и др. Излюбленным способом маскировки было переодевание дам в мужские костюмы и наоборот.

Маскарадные маски имели богатый вид, с ручной вышивкой и драгоценными камнями, часто с длинными вытянутыми острыми носами.  Что же касается полумасок, то их часто надевали и на обычные танцевальные собрания, так как  черная полумаска являлась почти обязательным атрибутом всех, выходивших из дворца вечером.

В России балы-маскарады (мушкарады) были введены в светскую жизнь Петром Первым, одновременно с обычными балами. Так, например, в петербургской Стрельне обычно давалось два народных бала-маскарада в год. Это были огромные праздники, на который допускались представители дворянского и купеческого сословий. Такой же праздник устраивался ежегодно на 1 января (по старому стилю) в Зимнем дворце.

 

«В маскарадах дамы бывают замаскированными в домино, мужчины же в бальном костюме со шляпою на голове.

В маскараде свобода царствует более, чем где-нибудь. Здесь в обществе предполагается совершенное равенство, потому мужчина и женщина говорят друг другу «ты».

Кавалер не может подходить к маске; это допускается только тогда, когда он ее узнал. Разговаривать с чужими масками совершенно не принято порядочными людьми; иногда это может делать маска; но, во всяком случае, разговор с незнакомым мужчиной не может быть интересным.

В маскараде женщины играют самую важную роль: они интригуют кавалера, рассказывают ему следствие его проделок и интриг, и часто умная маска ставит мужчину в совершенное недоумение; при удачной маскировке, изменении походки, манер и голоса узнать ее почти невозможно.

Приподнять маску, чтобы разглядеть некоторые черты лица, ею скрытого, есть грубое невежество; равным образом, кавалер не должен, когда маска оставляет его, преследовать ее или добиваться о ней сведений от человека ее.»

Соколов Д.Н. «Светский человек, или Руководство к познанию правил общежития», СПб, 1847.

 

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх