АССАМБЛЕЯ


[франц. Assemblée – собрание]

1.Одно из наименований общественного собрания в некоторых странах Европы XVI-XVIII веков. Зачастую сопровождалось танцами.

2.Общественное собрание с танцами в России XVIII века, изначально введенное Указом царя Петра Первого. Ассамблея представляла собой увеселительный вечер, куда приглашались дворяне, а также чиновники, известные купцы, корабельные мастера и канцелярские служащие, все с жёнами и взрослыми дочерьми. Вечер состоял из общей части и обязательных танцев.

 

Когда Пётр Первый затевал свои реформы, он столкнулся с необходимостью коренным образом реорганизовать жизнь высших слоёв русского общества. Для этого он решил ввести в обиход придворные балы, но не в аристократически обособленном виде, а совместив их с более демократичными принципами европейских городских собраний. Он решил назвать задуманные мероприятия ассамблеями – так, как было принято называть собрания в Европе [от англ. Assembly Room – зал для балов, концертов и собраний].

Первые ассамблеи были организованы в Петербурге в 1718 году. Царь Пётр издал особый указ, в котором сообщалось о том, что «ассамблея» –  слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, и потому разъяснялось, что это означает свободное устройство в каком-либо доме собрания, которое организуются не только для забавы, но и для дела. Утверждалось, что на ассамблее можно будет друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слышать, что где делается. Лишь в последнюю очередь сюда причислялись забавы, то есть игры и танцы. Далее по пунктам регламентировалось, каким образом эти ассамблеи отправлять.

«Ассамблеи начинались всякую зиму у Государя, а оканчивались у обер-полицмейстера. Он, по списку, составленному самим Государем, извещал за несколько дней особ, у которых надлежало собраться, о наступавшей очереди. Хозяин приглашал знатнейших; прочих извещали об этом барабанным боем по городу, или, на перекрестках улиц прибивались к домам приглашения ко всем проходящим, чтоб пожаловали к такому то попрыгать и повеселиться. В день ассамблеи являлся к хозяину в два часа обер-полицмейстер с пятью канцеляристами, которые записывали приезжающих, для того, чтобы потом донести об этом Государю.

В три часа начинали съезжаться. Обыкновенно, и дамы, и мужчины приезжали в самых богатых нарядах; только во время траура при дворе, никто, кроме Императрицы, не имел права носить драгоценных камней, золота и серебра. В шесть часов приезжал Император, и немного спустя, Государыня с Великими Княжнами: к ней одной хозяин выходил на встречу и ее одну провожал до кареты. Излишняя учтивость к прочим посетителям наказывалась осушением кубка большого орла. Дам угощали чаем, кофеем, миндальным молоком, медом и вареньями; мужчин: пивом, вином и трубками…»

«Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений.»

 состав. Юрьев и Владимирский, СПб, 1889 г., с.241

 

Обычно для ассамблеи готовились четыре комнаты: в одном помещении танцевали, в другом беседовали, в третьей комнате мужчины курили табак и пили вино, а в четвертой играли в шахматы и шашки. Иногда всё происходило в одной большой зале, но это было неудобно. Трудно совместить в одном месте и музыку с танцами, и шум голосов, и стук шашек, и табачный дым. Что касается танцевальной части, то вначале её было до неприличия мало. Царю самому приходилось показывать пример и, буквально, силой заставлять вставать присутствующих в пары. Для обучения танцевальным па приглашались пленные шведские офицеры и иностранные жительницы Немецкой слободы.

Со временем всё наладилось: публика приобрела светские манеры, танцы стали разнообразнее, выделились лучшие танцоры. Сформировалась определённая бальная программа. Вначале шли церемониальные виды, с обилием поклонов и реверансов (Басс-Дансы, Польский, Англез). После непродолжительного перерыва исполнялись более живые танцы и танцевальные игры (Гроссфатер, Кеттен-Танц, Менуэт, Экосез, шуточные танцы). Вечер завершался прощальным танцевальным шествием.

Петровские Ассамблеи несли отпечаток личных вкусов царя-преобразователя. Европейский придворный регламент соблюдался лишь отчасти. В разгар веселья присутствующим даже не возбранялось перейти к более привычным русским народным пляскам.

Со смертью Петра Первого многие его начинания стали тормозиться. Однако русское дворянство уже почувствовало вкус к европейской моде. В части танцев Ассамблеи не только не угасли, но всё более стали приближаться к балам европейского типа, пока качественно не слились с ними в эпоху царствования Екатерины Великой.

  • Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong>

  • RSS-лента комментариев этой записи
  • Облако меток

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Если у Вас есть желание помочь в развитии проекта "Танцевальный словарь", то свою лепту Вы можете внести в Яндекс.Деньги на счет 410011803981443, а по поводу передачи танцевальной литературы можно связаться по e-mail: victor.germanov@mail.ru
Вверх