АНГЛЕЗ (Английский)


[франц. Anglaise, сокр. от Danse Anglaise – английский танец]

1.Общее название различных европейских общественных танцев XVII-XVIII веков, имевших английское происхождение. Обычный музыкальный размер – 4/4 или 6/8. Темп разный.

2.Бальный танец XIX века, представляющий собой английскую версию Французского Контрданса XVIII века. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый. Наибольшей популярностью Англез пользовался на балах начала XIX века. Исполняется в коллективном построении пар, со сложными передвижениями по залу. Другое название: Контрданс-Англез.

 

Англезом в Европе XVII-XVIII веков называли любой новый танец, пришедший с Британских островов, точно так же, как Франсезом – любой, ранее неизвестный, танец из Франции, а Аллемандой – танец из Германии. Эта традиция стала причиной путаницы, произошедшей с одной из многочисленных разновидностей Контрданса. Суть в том, что Англезы XVII века были совершенно не похожи на тот Англез-Контрданс, который был столь популярен на балах начала XIX века. Это были абсолютно разные танцы.

Если в XV веке во всех европейских странах существовали однотипные народные пляски, как, например, Бранли во Франции и Броулы в Англии, то к началу XVII века ситуация изменилась. К этому времени во Франции развились многочисленные формы общественных танцев хороводного и парного характера, в которых мужчины и женщины стояли вперемешку. В Англии же значительная часть Броулов превратилась в коллективные танцы с линейным разделением танцующих: мужская линия располагалась напротив женской. Этот вид английского Кантри-Данса [англ. Country Dance – сельский танец] получил название Лонгвей [англ. Longway – протяженный]. В XVII веке некоторые из английских Лонгвеев были перенесены на материк и там, естественно, стали именоваться Англезами. Один из таких Англезов, к примеру, попал в Россию, где его с удовольствием отплясывали на петровских ассамблеях, правда, уже в XVIII веке.

В течение XVII века в европейских бальных залах прошёл сложный процесс взаимодействия музыкальных и хореографических элементов различных общественных танцев, в ходе которого сформировался танец нового качества – Контрданс [франц. Contredanse, от contre – напротив и danse – танец]. Исследователи считают его французско-английским изобретением, хотя находят в нём черты австрийского, немецкого и даже чешского и венгерского влияния. Новый танец, попав в Англию, вызвал своеобразную «цепную реакцию» превращения многих, сходных по построению, английских сельских танцев (Кантри-Дансов) в Контрдансы. По крайней мере, теперь их так стали называть.

В конце XVIII века из Англии в Европу пришла очередная танцевальная новинка с характерными чертами Контрданса. Её, естественно, опять стали обозначать как Англез. Таким образом, возродилось старинное название, ранее относящееся к совершенно другим танцам. Эта путаница добавила новичку более века в возрасте и до сих пор продолжает вводить в заблуждение исследователей старинных танцев.

Смотреть видео: